По сообщению национального перевозчика, причиной «слабого охлаждения» стала… жара.
26 июля пользователь Facebook Гульмира Саулебекова на своей странице опубликовала информацию о том, что пассажирам поезда № 942 сообщением «Достык — Алматы» пришлось 15 часов ехать в вагоне с неработающей системой кондиционирования и запертыми окнами.
«Приятную поездку на Алакол испортил опять же КТЖ», — написала женщина (стилистика, пунктуация и орфография сохранены — ред.). — «Убийца внутреннего туризма. Билет, купленный за 45 дней на купейный вагон с трудом, на вечно висящем, вечно требующем доказательства, что я не робот, сайте оказался билетом не в Алматы, а в ад! Кондиционер не работает, окна в купе не открываются, в коридоре две фрамуги на весь вагон.
На улице +42 градуса. Проводник был вынужден всю поездку держать двери вагона открытыми, мы все до ночи ехали в тамбуре. В купе +52
Детей спасали мокрыми полотенцами. Мочили и накрывали голову. Про вагоны, в которых ездил сам Ленин, я уже писала. С приходом в АО «Пассажирские перевозки» немецкого менеджера ничего не изменилось. Те же вагоны, которых сейчас нет ни в какой стране СНГ».
На эмоциях пассажирка назвала вагон газовой камерой. Она потребовала КТЖ вернуть ей деньги за испорченную поездку.
В беседе с нашим журналистом Гульмира Саулебекова пояснила, что она и ее сестра купили семь билетов, в том числе на пятерых детей.
— Мы выехали из Коктумы в 17:00, хотя по расписанию должны были отправиться в 16:20. Приехали на станцию Актогай и стояли на жаре почти три часа. Прибыли в Алматы 26 июля в 10 утра. Тоже с опозданием.
Интересовались у проводника, только ли в нашем вагоне не работают кондиционеры. Нам сказали, что такая ситуация по всему составу
Я уже написала сообщения перевозчику на его официальном сайте и в соцсетях. Реакции пока нет.
За комментариями мы обратились в пресс-службу АО «НК «КТЖ».
«Данный беспересадочный вагон курсирует по маршруту «Алматы-Актогай-Достык» (3 купе, 3 плацкарты)», — сообщил национальный перевозчик. — «Вагон формируется на ст. Алматы-2 отправлением в составе пассажирского поезда №21/22 сообщением «Алматы-Семей» с переприцепкой на ст. Актогай к составу пригородного поезда №6941/6942 «Актогай-Достык».
27 июля по прибытию указанного вагона в пункт формирования на ст. Алматы-2 при комиссионном осмотре было установлено, что
система кондиционирования воздуха в вагоне работает в штатном режиме. Вагон №21, заводской номер №11568, 1993 года постройки, 28 лет
Согласно конструкции завода-производителя, вагонные кондиционеры этой модели рассчитаны на работу в пределах температуры наружного воздуха до +38ºС.
При повышении температуры свыше +38ºС эффективность охлаждения внутри вагона понижается. Это стало основанием для жалобы со стороны пассажира на слабое охлаждение внутри салона
Вагоны, курсирующие в этом направлении, соответствуют требованиям нормативно-технической документации и Правилам перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте.
Стоит отметить, что для обеспечения комфортабельной поездки пассажиров Национальным перевозчиком ежегодно проводятся работы по обновлению парка пассажирских вагонов. Так, в период с 2010 по 2021 годы было приобретено свыше 1 100 вагонов. В том числе свыше 600 вагонов Тальго.
Касательно выплаты компенсации, указанной в публикации, сообщаем, что согласно Правилам перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом, утвержденным приказом министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 545
предусматривается выплата разницы стоимости проезда в случае перевода пассажира по вине железной дороги в поезд (вагон) более низкой категории
на основании акта составленного начальником поезда. В иных случаях пассажир имеет право обратиться в судебные органы исходя из принципов обоснованности и достаточности».
Аргументы национального перевозчика, мягко говоря, так себе. Как мы поняли из ответа КТЖ, никакой компенсации Гульмире Саулебековой не светит. Потому что она доехала из пункта А в пункт Б, воспользовавшись своим билетом. А в каких условиях пассажиры добрались до пункта назначения, перевозчика волнует в последнюю очередь.
Возник вопрос: а что, если экстремальные температуры в закрытом помещении железная дорога гарантирует пассажирам бесплатным бонусом?
Зашли на официальный сайт КТЖ, чтобы ознакомиться с пользовательским соглашением КТЖ с пассажирами. В котором любой посетитель мог бы найти полную информацию об услуге, которую собирается купить. Ничего такого в разделе «Пассажирам» нет. Есть только ссылка на закон «О железнодорожном транспорте». Да и тот представлен в PDF-формате без кликабельных ссылок на обновления и изменения. Разумеется, о правилах перевозки пассажиров в этой ссылке говорят только в общих чертах. Что таковые утвердил приказом министр по инвестициям и развитию.
То есть чтобы пассажир имел представление, какую именно поездку за его деньги гарантирует КТЖ, надо найти полный текст этих правил на просторах интернета. Мы нашли
И конечно же, в них ни слова не сказано о том, что пассажиры имеют право, а перевозчик обязан гарантировать «15-часовую поездку в закрытом вагоне при температуре 52 градуса по Цельсию». И что это является добросовестным исполнением перевозчиком его обязанностей.
Отсутствие удобоваримой, понятной и недвусмысленной информации об услугах на официальном сайте национального перевозчика — по всей видимости, эти те самые высокие европейские стандарты, ради которых в Казахстан приехал немецкий топ-менеджер Петер Штурм.
На самом деле права потребителей в Казахстане защищают несколько законодательных актов. И это хорошо. Плохо, что национальный перевозчик, который должен быть эталоном идеальной работы, не способен не только дать пассажирам достойную услугу, но и признать свои ошибки.
Ну и справедливости ради заметим, что поездки казахстанцев на Алаколь в условиях температурных пыток в старых вагонах — заслуга не только КТЖ. Нагрузка летом на это направление возрастает в разы.
А в 2021 году убогие автомобильные дороги и закрытый на ремонт аэропорт в Урджаре только подлили масла в огонь
По сути, железнодорожный транспорт остался единственным средством передвижения туристов к озеру. Другой вопрос — насколько законно удовлетворять потребительский спрос с помощью древних вагонов, в которых пассажиры выживают за собственные деньги?