В политической истории набирает силу «джучизм», построенный, как и многое другое, на манипуляциях с фактами, считает политолог Данияр Ашимбаев.
«Хочется напомнить, что улус Джучи был основан на завоеванной монголами территории кипчаков, которые стали затем основной ударной силой в армии своих завоевателей. Часть кипчаков, хочу напомнить, бежала от монголов в Европу, другая часть — кстати, вместе с русскими князьями — пыталась организовать сопротивление, но была разбита на реке Калке», — пишет Ашимбаев.
Он подчеркивает, что кипчаки с русскими и воевали, и дружили.
«Тот же Александр Невский, любимый и при царе, и при СССР, да и сегодня, по маме кипчак. И при его правлении, о чем северные историки не любят писать, произошло организационное вхождение Руси в улус Джучи. А в 1257 по его приглашению монгольские аудиторы проходили АТО в Новгороде», — добавляет политолог.
Данияр Ашимбаев также цитирует академика Бекмаханова, который сам является торе: «Монголо-татарское иго надолго задержало экономическое и культурное развитие Казахстана, затормозило формирование казахской народности, сложение государства».
«Джучизм» не учитывает того, что южный и восточный Казахстан входили в улус Чагатая (если уж мы делаем фетиш из монгольского АТД), у которого не менее интересная история и культура, добавляет политолог.
«Я недавно публиковал данные о реестре исторических памятников. Хочу напомнить, что их львиная доля находится на юге и относится к домонгольскому периоду. Забавно наблюдать, как у нас любят делать из истории жупел и бегать с ним», — пишет Ашимбаев.
Он предложил вспомнить историю 15-летней давности, когда два уважаемых аксакала сцепились по поводу города Отрар.
«Один предложил отмечать юбилей героической обороны города от монголов, другой — юбилей героического освобождения города от хорезмского ига. Археологи тихо пытались напомнить, что раскопки вообще не выявили разрушения в XIII веке, а легендарную Отрарскую библиотеку вообще придумали журналисты в 70-х годах. Но специалистов никто не слушал. Как и сегодня…» — пишет в заключение политолог.