Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
0.00
EUR
520
0.00
RUB
4.85
0.00

Как регионам начать зарабатывать и выйти из тени? — мнение политолога

167

Регионы-реципиенты в Казахстане слабо заинтересованы в развитии собственной налоговой базы. Там по-прежнему царит высокий уровень теневой экономики. Официальные доходы в регионах с каждым годом уменьшаются, а зависимость от бюджетных денег — растет.

Политолог Артур Нигметов считает, что механизм межбюджетных отношений не содержит в себе достаточных стимулов по расширению регионами собственной налоговой базы и увеличению доходов.

Нет стимула

Решение проблемы видится эксперту в системе распределения доходов между уровнями бюджета.

— Основными бюджетообразующими налогами для регионов являются только индивидуальный подоходный и социальный налоги. Поэтому

даже построив крупное современное предприятие, местный бюджет получает незначительные доходы

Более того, внедрение современных технологий во все отрасли экономики обуславливает снижение потребности в трудовых ресурсах и, соответственно, налоговой базы, с которой исчисляются местные налоги, — отмечает он.

То, как территории будут развиваться в будущем, по мнению Нигметова, во многом зависит от мотивации регионов. Прежде всего через экономические стимулы развития.

Артур Нигметов

Артур Нигметов

Как вариант децентрализации доходов — стоит передать на местный уровень часть корпоративного подоходного налога, как это было раньше. Но даже это политолог считает половинчатым решением.

Дешевые длинные деньги

— Если к этому вопросу подойти системно, основная внутренняя проблема — это недокредитованность экономики. Во-первых, недоступные по стоимости кредиты банков не способствуют росту ВВП. Во-вторых, монетизация экономики, ее насыщенность деньгами в настоящее время крайне низкая.

Ограничительная денежно-кредитная политика, целью которой является «иссушение» денежной массы исключительно ради таргетирования инфляции, сильно тормозит экономическое развитие

Для стимулирования экономики, и главным образом массового предпринимательства, с инфляцией надо бороться путем постепенного повышения уровня монетизации экономики. В первую очередь это вливание в экономику длинных и дешевых денег. Одним из ключевых направлений является развитие государственно-частного партнерства (ГЧП). Но здесь важно, по какой ставке участник схемы ГЧП получит деньги на то, чтобы этот бизнес поставить. К примеру, если по 8% годовых, тогда проект ГЧП будет невыгоден, — говорит политолог.

Мораторий и теневой бизнес

По его наблюдениям, с момента объявления моратория на проверку бизнеса и отмены уплаты налогов МСБ наблюдается рост теневой экономики.

— К сожалению, многие недобросовестные бизнесмены решили воспользоваться этими мерами поддержки, чтобы уйти в тень. Конечно, уже сейчас даже по долям выплат ЕНПФ

мы видим, в каких регионах люди имеют пенсионные накопления, а в каких, наоборот, их меньше. Значит там зарплату получают в конвертах

Все это приводит к тому, что налогооблагаемая база в регионах снижается, меньше платятся налоги, а бизнес уходит в серые схемы. Немалую роль в том, чтобы снизить объемы теневой экономики, призвано играть Агентство по финансовому мониторингу. Одна из его ключевых задач — как раз борьба с теневым оборотом. И здесь уже есть определенные успехи, — замечает Нигметов.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter