Асхат Аймагамбетов заявил, что выпускные экзамены для школьников состоятся в любом случае. Общественность недовольна.
В августе 2020 года генсек ООН Антониу Гуттериш заявил, что образовательный процесс был нарушен примерно для миллиарда учащихся из 160 стран. И около 40 миллионов детей во всем мире лишились нормальной дошкольной подготовки.
Также в отчете организации говорится, что общемировые блокировки вызвали беспрецедентный глобальный кризис обучения. Всего в мире только 53% домохозяйств подключены к интернету. В Европе их больше, в бедных странах — меньше.
Казахстан в этих показателях середнячок. И первый опыт учебы на удаленке в IV четверти 2020 года был явно не в пользу онлайн-обучения. Все лето 2020 года минобр судорожно искало варианты поддержки учителей, учащихся и их родителей. Не обошлось без скандалов. В каких-то регионах малоимущим семьям в рамках госзакупа «впарили» некачественные гаджеты. В других сами семьи выставляли электронные щедроты государства на продажу. Чтобы выжить в пандемию.
Весь учебный год 2020-2021 казахстанские дети просидели по домам. Им не сократили учебную программу, не отменили СОРы и СОЧи. А под занавес пандемийного учебного года министр образования и вовсе «порадовал» — готовьтесь к экзаменам. Депутаты Жулдыз Сулейменова и Ирина Смирнова направили запрос с предложением отказаться от аттестации учащихся.
— Ответа пока не получили. Но министр же уже заявил, что экзамены состоятся в полном объеме, — говорит Ирина Смирнова. — Когда Казахстан снова вошел в «красную зону» по заболеваемости, какая вообще необходимость подвергать кого-то опасности?
Весь год дети просидели дома, чтобы в сложной эпидемиологической ситуации собрать их на экзамены? Можно оставить возможность добровольной сдачи экзаменов для желающих
Если, к примеру, кто-то хочет исправить оценки. А всем остальным выставить итоговые оценки по четвертным показателям. Но министр не сдается. Какой в этом смысл, я не знаю.
— Надо же понимать к тому же, что успеваемость в период удаленного обучения все равно упала. Это констатируют во всем мире.
— У детей и так стресс из-за дистанционного обучения. Зачем второй раз травить их психику? Кроме того, скученность в помещениях вместе с учителями несет высокий риск заражения. История с экзаменами в НИШ это показала.
У многих детей не было качественного интернета — школьники фактически были лишены доступа к дистанционному обучению. А
МОН не обеспечило в стране единую вменяемую работающую платформу для онлайн-обучения
Учили детей или на зарубежной ZOOM-платформе, которая то зависает, то вылетает, или по WhatsApp. О чем говорить?
Что министерство собирается проверить этими экзаменами? Понятно, что ситуация с качеством образования не очень хороша. Я понимаю, они хотят узнать общую картину, как прошла удаленная учеба, какого качества знания дети получили. Но экзамены-то будут проводить те же учителя, что и обучали детей. Независимых комиссий, который бы объективно оценили знания учащихся, скорее всего, не будет из-за пандемии. Меньше надо контактировать между собой, это логично.
Если министерство хочет оценить качество дистанционного года обучения, пусть себя проверит и честно скажет, как оно провело этот год. Потому что как бы нам ни рассказывали, что всех школьников обеспечили гаджетами и компьютерами по стране, мы знаем, что в шести регионах идут разбирательства по поводу закупа этой самой техники для малоимущих семей. Значит, дети не смогли нормально заниматься. Кого мы хотим проверить?
— Министерство опубликовало информацию, что в 2021 году на «Алтын белгі» претендуют более 9 тысяч выпускников. А это точно отличники учебы, зная, каким было качество дистанционного обучения?
— Тут палка о двух концах. Мне кажется, сейчас не то время, чтобы что-либо подвергать сомнению. Если кто-то сомневается, надо продумывать механизмы проверки заранее. А не то, чтобы в последний день засомневаться в том, что происходит.
Вот и спросили мы в своем запросе, что уж коли были случаи в НИШ — после экзаменов дети заболели, этого примера достаточно, чтобы не проводить экзамены!
Где гуманное отношение к детям? Все должно быть в интересах ребенка, а не ради отчетности. Раз так необходим контроль, так придумали бы заранее форму его проведения.
Справедливости ради отметим, что многие страны мира, особенно развитые, решили из-за эпидситуации отказаться от выпускных экзаменов в 2021 году. Например, Великобритания. Британские дети не будут сдавать GCSE — аналог казахстанского ЕНТ. Итоговые оценки школьникам будут выставлять на основании их успеваемости в течение года.
В Германии решение по выпускным экзаменам пока не принято. Там слово за федеральными землями. Но также идут разговоры или об упрощении экзаменов, или о полной отмене.
В России девятиклассники пройдут итоговую аттестацию по упрощенным правилам. А 11-классники сдадут ЕГЭ, только если планируют поступать в вузы. Опять же, сократили количество предметов для обязательной сдачи. Кроме того, уменьшили число заданий.
Казахстан из тревожной ковидной статистики пока не вышел. И вряд ли выйдет, если не принять решение об изменении формата итоговой аттестации.