Специалисты предполагают, что истребитель разбился из-за столкновения со стаей птиц.
Инцидент произошел 16 апреля, когда Су-30СМ заходил на посадку в учебном центре в Балхаше. Экипаж успел катапультироваться, однако один из пилотов сломал позвоночник.
«Специально созданной комиссией по расследованию причин крушения самолета Су-30СМ в Карагандинской области рассматриваются все возможные версии. Одна из них и наиболее вероятная – столкновение военного борта со стаей птиц.
Птицы, особенно крупные, очень опасны для авиации. Турбины самолета затягивают внутрь все, что попадается на пути. Крупные птицы, попадающие в силовую установку, наносят максимальное повреждение двигателям с их выходом из строя. В основном подобные столкновения происходят при взлете и посадке. Корпус современного самолета способен выдержать удар птицы, но не двигатель.
При попадании птицы двигатель отключается, а если это стая птиц, как правило, оба двигателя выходят из строя. Подобная ситуация в авиации считается самой опасной, так как самолеты рассчитаны на продолжение полета и безопасную посадку, если исправен хотя бы один из двигателей.
Современные аэропорты и военные аэродромы оборудованы устройствами, которые отпугивают птиц, для этого используют акустические пушки, пиротехнику и другие возможные средства. Правда, полного решения проблем авиации с птицами во всем мире пока найти не удалось, поэтому столкновения происходят постоянно. По статистическим данным, в год в мире фиксируется более 5 тысяч столкновений воздушных судов с птицами.
В отличие от гражданских самолетов, скорость истребителей выше, поэтому попадание птиц приводит к более серьезным последствиям
Пилоты делали все возможное при управлении самолетом, пока не возникла реальная угроза их жизни. Когда самолет стал неуправляем, а кабина наполнилась дымом, убедившись в отсутствии угрозы жизни гражданскому населению, а также возможных разрушений гражданских объектов на земле, пилоты приняли решение катапультироваться.
Системой аварийного покидания самолета летчики воспользовались уже на предельно малой высоте, до последнего пытаясь сохранить самолет и посадить его на аэродроме, где их уже ждали специальные спасательные подразделения воинской части.
Оба пилота имеют 2 класс и достаточный профессиональный опыт
Окончили Военный институт Сил воздушной обороны в городе Актобе. Налет обоих летчиков составляет около 1 500 часов.
В авиации нет понятия «старая техника», так как вся авиационная техника, согласно регламенту, своевременно проходит ремонт и модернизацию на заводах-изготовителях.
Многофункциональными истребителями Су-30СМ поколения 4++ Военно-воздушные силы начали укомплектовываться согласно программе перевооружения с 2015 года. Имеющиеся на вооружении самолеты данного типа имеют достаточный ресурс эксплуатации»,
— говорится в сообщении Министерства обороны РК.