Некорректные прогнозы, коррупция, отсутствие лекарств и профильной медицинской помощи в 2020 году привели к печальным последствиям.
Избыточная смертность в 2020 году наблюдалась во многих постсоветских странах. Одну из лидирующих позиций среди них занял Казахстан. Это в своем сравнительном анализе продемонстрировал политолог Марат Шибутов. Он сравнил статданные по смертности за 2020 год разных стран с аналогичными данными за 2019 год.
Шибутов объясняет рост числа умерших в Армении и Азербайджане военным конфликтом, в ходе которого обе стороны потеряли по несколько тысяч человек. Но избыточная смертность у остальных стран — результат плохого управления.
— Как видите, здесь мы, несмотря на больший бюджет, наличие медицинской инфраструктуры и квалифицированных врачей, стоим между Кыргызстаном и Таджикистаном. А это значит, что уровень управления у нас хуже, — убежден политолог.
И выделяет несколько ошибок.
— В первую очередь это закрытие во время первого локдауна в 2020 году частных клиник. Они оказывали всего 3% первичных медицинских услуг. Конечно, все ринулись в государственные клиники.
Многие остались без плановой медицинской помощи — среди них и онкобольные, и «сердечники», и люди с другими не менее серьезными заболеваниями
Второе — конечно, дефицит лекарств.
Третье — неправильные протоколы лечения коронавируса.
Что касается текущей ситуации, конечно, вакцинация шаг эффективный, но вакцин надо закупать намного больше, — считает Марат Шибутов.
То, что в сравнительном анализе нет Беларуси, политолог объясняет отсутствием в этой стране открытых данных по умершим за 2020 год. Помимо Беларуси, статистику по смертности скрывает и Туркменистан.
Политолог детально проанализировал ситуацию с избыточной смертностью и на Украине, сделав некоторые выводы.
— Население Украины вдвое больше и еще более возрастное, чем у нас. Госрасходы больше наших всего в 1,25 раза, то есть социальные расходы на человека ниже. Можно было предположить, что смертность в этой стране должна была быть выше, чем в Казахстане. Однако
избыточная смертность на Украине составила всего 35,7 тыс. человек, и в удельных показателях это меньше, чем в Казахстане
В двух регионов есть положительная динамика, чего не скажешь о нас. Конечно, можно предположить, что у них не вся смертность учитывается, но я бы не стал это брать в учет – вряд ли там намного хуже, чем у нас, — утверждает Марат Шибутов.
Политолог Максим Казначеев согласен с тем, что качество госуправления в Казахстане оставляет желать лучшего. Проблемы с управлением заметны и в медицинской сфере — в 2020 году, в самом начале пандемии, и сейчас, при введении очередного локдауна.
— Низкое качество управления проявляется в том, что чиновники не в состоянии объективно прогнозировать дальнейшее развитие ситуации
даже в зоне своей ответственности. Например в сфере здравоохранения мы увидели, что ни бывший, ни нынешний министры не смогли определить последовательность, масштаб волн эпидемии и не смогли грамотно выстроить систему введения карантинных мер.
Вторая проблема — коррупция, когда личные вопросы пытаются решить за счет перераспределения бюджетных средств на сферу здравоохранения.
Третья проблема — попытки замаскировать свои ошибки.
Сейчас перед министром здравоохранения поставлена задача в течение апреля переломить ситуацию с эпидемией. Сделать это ему удастся вряд ли, но он сможет подтасовать статистику заболеваемости. Главное — таким образом удастся избежать жестких кадровых решений, которые обещал воплотить в жизнь президент.
Таким же образом действуют и главврачи больниц, и директора профильных управлений здравоохранения регионов. И вряд ли исправит ситуацию проведение кадровой политики путем перестановки отдельных персон, — говорит Казначеев.
По словам политолога, в целом остается на низком уровне и качество подготовки медицинского персонала.
— На самом деле у нас в госуправлении провалы не просто локальные, они системные.
Аналогичную тенденцию мы видим в системе образования — она не выдерживает дистанционный формат обучения
Резко падает качество обучения как школьников, так и студентов. Оказавшись в форс-мажорной ситуации, Казахстан пожинает результаты недоработок, накопленные за 30 лет, — заключает он.