Мажилисмен Джамиля Нурманбетова обратилась с депутатским запросом к заместителю премьер-министра страны Ералы Тугжанову по вопросу организации образовательного процесса в малокомплектных школах.
— Одним из важных аспектов в поручениях руководства страны является сокращение разрыва качества среднего образования между городскими и сельскими школами. Особенностью казахстанской системы школьного образования является наличие в ней малокомплектных школ, которые составляют 53% от всех сельских школ, — цитирует Джамилю Нурманбетову пресс-служба палаты.
Вместе с тем, отмечает депутат, проводимые Министерством образования и науки реформы школьного образования недостаточно учитывают специфику деятельности таких школ.
По мнению председателя комитета мажилиса по социально-культурному развитию Джамили Нурманбетовой, особого внимания требует процесс внедрения обновленного содержания среднего образования, а вместе с ним расчет педагогической нагрузки учителей малокомплектных школ и их заработной платы.
— К примеру, один учитель малокомплектной школы, ведущий несколько разных предметов, имеет колоссальную методическую нагрузку при подготовке к урокам и проведении их одновременно в нескольких классах, — заявила депутат. При этом, как пояснила парламентарий, из-за небольшого контингента учащихся и совмещения класс-комплектов такие учителя не имеют полной недельной нагрузки, что отражается на уровне их заработной платы, которая все еще ниже, чем у городских учителей.
В своем депутатском запросе мажилисмены обращают внимание правительства и на другую немаловажную проблему малокомплектных школ, связанную с организацией работы ресурсных центров (так называемых «опорных школ»), которые являются базой образовательных ресурсов для близлежащих «магнитных школ».
Депутаты считают, что проведение сессий для обучающихся «магнитных школ» ложится дополнительной неоплачиваемой нагрузкой на функциональные обязанности завучей, директоров и педагогов ресурсных центров.
По словам Джамили Нурманбетовой, по всей республике на 2787 малокомплетных школ работает лишь 186 ресурсных центров, к которым и то не всегда организован подвоз учащихся.
К примеру, в Восточно-Казахстанской области на 343 малокомплектные школы работает всего 7 ресурсных центров с прикреплеными 40 «магнитными школами». Оставшиеся 296 такие школы предоставлены сами себе и ведут учебный процесс самостоятельно.
По мнению членов фракции партии Nur Otan, часть проблем малокомплектных школ могла бы быть решена при наличии качественного интернета. Но, к сожалению, около 70% таких школ имеют скорость интернета ниже 4 Мбит/с, которого недостаточно для проведения полноценных занятий в онлайн формате.
Вместе с тем, отмечают депутаты, в малокомплетных школах на 1 компьютер приходится 4 ученика. А в некоторых регионах требуется замена порядка 80% компьютерной техники.
Подчеркнув при этом, что финансовые затраты на одного ученика малокомплектной школы в среднем в 4 раза выше, чем на одного городского, Джамиля Нурманбетова поинтересовалась, на что тратятся выделенные государством средства.
Для решения вышеизложенных проблем члены парламентской фракции партии Nur Otan предлагают пересмотреть нормативы содержания малокомплектных школ путем обновления механизмов финансирования их деятельности и ресурсных центров.
Депутаты просят также обеспечить качественную подготовку педагогов со знанием образовательных технологий и методик обучения, соответствующих дидактической базе малокомплектных школ.
По мнению мажилисменов, необходимо также скорректировать количество педагогических часов на одну ставку для учителя малокомплектных школ, обеспечив их компьютерной техникой, а также качественным интернетом в рамках реализации программы «Цифровой Казахстан».