В шаговой близости к кургану вырыт гигантский карьер, к которому на глазах у сотрудников института археологии им. Маргулана съезжается строительная и грузовая техника, утилизируется строительный мусор.
Речь идет о курганном могильнике «Акжар». Он расположен в 530 м юго-восточнее здания акимата Наурызбайского района Алматы. И даже такое соседство современности с древностью, датированной 7 веком до нашей эры, не спасает памятник от разрушения строительной техникой.
Мы выехали на место в сопровождении археолога института Ерлана Казизова. На наших глазах от карьера быстро в неизвестном направлении умчался трактор. А затем стали один за другим приезжать грузовики со строительным мусором. Его, вопреки установленным правилам захоронения отходов в специальных местах, вываливают прямо в карьер. Ерлан Казизов ждал приезда работников акимата района. Но, увы, районное начальство не посетило место вандального уничтожения исторической усыпальницы.
— Восточную часть насыпи кургана № 3 уже разрушили, как вы видите, — сказал Ерлан.
— А что это за карьер вообще?
— Я не знаю, что это за карьер, он несанкционированный, так как земля здесь принадлежит акимату района. О том, что здесь происходит, я узнал позавчера — гулял с семьей и увидел. Конечно, я поднял тревогу.
Потому что в 2016 году по запросу акимата наш институт проводил здесь археологическую экспертизу на отсутствие или наличие археологических памятников
Я лично занимался этой работой вместе с коллегами. Мы выявили визуально фиксируемые четыре кургана сакской эпохи. По этому факту нам дали в акимате в том же 2016 году заключение. И обещание, что на этой территории каких-то земельных работ не будет.
— Но письменного постановления нет, я так понимаю?
— Нет.
— Археологическую ценность курганов вообще кто-то официально зафиксировал?
— Да, наша экспертиза! Эти курганы сакской эпохи, предварительная датировка 7, 4, 3 века до нашей эры.
— Они пустые? Там ничего нет?
— Не факт. Их никто никогда не исследовал. Они стоят на учете в Своде памятников г. Алматы. То есть под охраной. Но, как видите, их разрушают.
— А кто это делает?
— Не знаю. Но сомневаюсь, что без ведома акимата кто-то бы что-то делал. Земля государственная. Вот так «охраняются» исторические памятники, с молчаливого согласия власти.
Проблема наша заключается в том, что законодательно при любых земельных работах должна проводиться археологическая экспертиза. Но это не работает. Делают их только крупные строительные компании. А в городах и на прилегающих к городам территориях такая экспертиза акиматом практически не заказывается. Очень редко. Поэтому многие памятники, которые расположены в черте города или на его территории, подвергаются разрушению.
— А с 2016 года почему курганы не исследовались, если установлена их историческая ценность?
— Есть целая методика исследования памятников. Чтобы исследовать, необходимо финансирование государства. Мы сделали заключение об исторической ценности этих памятников, так что при проведении любых земельных работ рядом с ними нужно провести исследование. Или не проводить такие работы.
— Государство, зная об этом, так и не заказало эти работы?
— Может просто на тот момент на эти цели не было денег, я не знаю о причинах задержки. Но факт есть факт, что курганы разрушаются. Исследовать их все не обязательно, ведь после раскопок курган исчезает. Но сохранить их как историческую память, тем более после нашей экспертизы, нужно и важно.
— Что теперь? Какими должны быть действия властей?
— Поскольку разработка карьеров сделала курган аварийным, акимат обязан выделить деньги на финансирование исследования.
Кроме того, в городах, где есть такие исторические памятники под охраной государства, работают целые госинспекции,
которые обязаны мониторить состояние и охранять эти памятники.
— Вы поставили в известность акимат Нурызбайского района о том, что происходит у них под носом?
— Вчера (9 марта 2021 года — ред.) сообщили, мои коллеги ходили в акимат. Институт также готовит в акимат письмо. Мы звали их представителей сюда, но, как видите, ни инспекции, ни акимата нет.
Совсем недавно вокруг курганов появились свежепосаженные деревца. То есть ценность исторических памятников теоретически власти признают. Однако на курган, который с трех сторон облагородили деревьями, а с четвертой стороны разрушили, невозможно смотреть без слез. Эдакое «Рухани Жанғыру» по-алматински.