Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
+3.47
EUR
520
-0.93
RUB
4.85
-0.06

Реформа судебной системы Казахстана: мнение экспертов

629
Фото: xs.uz

Ранее президент Касым-Жомарт Токаев отмечал, что опыт трехзвенной системы успешно используется в развитых странах.

— Нам нужна модель, обеспечивающая своевременную защиту прав граждан и отвечающая высоким международным стандартам. Считаю необходимым внедрить в Казахстане трехзвенную модель с четким разделением полномочий, – сказал президент в Послании народу.

Трехзвенная модель предполагает ответственность трех структур за уголовный процесс: полиции, прокуратуры и собственно суда. Об этой моделе, о других аспектах судебной реформы, а также о возможных подводных камнях говорили участники посвященного этой тематике круглого стола.

Реформы происходят постоянно

Как отметил почетный президент ассоциации криминологов, заместитель исполнительного директора Фонда Нурсултана Назарбаева Игорь Рогов, последняя крупная реформа проводилась в 2014 году. Тогда были приняты обновленные Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Они в значительной мере продвигают Казахстан к европейской модели построения правоохранительной и судебной систем.

— Эти кодексы в значительной мере продвигают Казахстан к европейской модели в построении правоохранительной и судебной систем, — сказал он. — Одной из важнейших реформ в Казахстане является обеспечение принципа закона. Верховенство закона становится реальностью, когда в правовом государстве без коррупции безупречно работает правосудие. А правоохранительная система пользуется высоким уровнем доверия населения. Это долгосрочный ориентир в рамках пяти институциональных реформ, плана нации «100 шагов», обозначенным Первым Президентом — Елбасы.

За последние 25 лет число убийств и тяжких телесных повреждений, разбоев снизилось в несколько раз. Например, в 1996 году было совершено более 2600 убийств, а в 2019 году — 845, или в три раза меньше. Тяжких телесных повреждений также уменьшилось в три раза за этот период, разбоев более чем в шесть раз меньше, — отметил Асет Исекешев, помощник президента – секретарь Совета безопасности РК, «Караван» приводит его слова.

По его словам, в Глобальном индексе миролюбия, который отражает уровень безопасности для жизни человека, Казахстан в 2019 году занял 64-е место и намного опередил другие страны СНГ.

— Безусловно, эти позитивные достижения стали результатом многолетней работы государства, правоохранительных органов и судебных систем. В то же время понятно, что на современном этапе развития реформирование этих двух взаимосвязанных систем остается одним из самых актуальных запросов общества, — сказал Исекешев.

Отметив невысокий уровень доверия граждан к полиции и ненадлежащее качество досудебного расследования, Исекегев сказал, что, «с другой стороны, очень важно, чтобы реформы не привели к снижению эффективности борьбы с преступностью, коррупцией, теневой экономикой. К судебным, а в особенности правоохранительным системам во многих странах, в том числе и нашей, приковано пристальное внимание общественности. Любая ошибка вызывает сразу большой общественный резонанс и активную полемику. Порой это приводит к скоропалительным выводам.

Сейчас очевидно, что к реформе судебной и правоохранительной сферах нужен очень бережный подход»

По словам спикера, при Администрации Президента создана специальная комиссия, которая отчитывается Высшему совету по реформам, и на постоянной основе эта работа находится на контроле президента страны. Он отметил, что по прошествии нескольких месяцев этой активной работы определены основные векторы предстоящей модернизации в правовой системе нашего государства.

— Первое. Это преобразование в судебной системе. Самым важным для успеха правового государства является справедливое и беспристрастное правосудие. Здесь и в Послании, и в задачах комиссии определены такие задачи, как обеспечение реальной независимости судей, их профессионализма, поскольку, проявляя принципиальность и профессионализм при рассмотрении дел, суды становятся очень мощным фактором для повышения качества работы правоохранительных органов и в целом деятельности госорганов. Этот факт очень важен для обеспечения благоприятного бизнес-климата.

Также в качестве направления определены мероприятия по упрощению судопроизводства и укрепление независимости судей, новые подходы к формированию судейского корпуса и глубокого внедрения IT-технологий. В целом новые подходы к профессионализму кадров и модернизации процедур посредством их оптимизации, внедрения новых технологий, прежде всего цифровизации,

станут общими трендами для судебной и правоохранительной систем

Второе. Прогрессивный уголовный процесс. Мы четко видим вектор развития. Те государства, которые обеспечены высокой степенью верховенства закона, автоматически получили преимущество построения конкурентоспособной экономики.

Общие черты правовых систем наиболее развитых стран ОЭСР служат моделью для развития отечественной системы. По определению, она должна стать трёхзвенной, с четким функциональным разделением отвественности между органами расследования: прокуратурой и судом. Планируется оптимизация уголовного законодательства с коррекцией Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов. Будет очень серьезная научная методическая проработка данных законопроектов. Третье. Переход к сервисной модели работы. Правоохранительные органы должны превратиться в сервисную структуру, обеспечивающую надлежащий уровень безопасности населения и его удовлетворённость, — заявил Исекешев.

Модернизация как средство против коррупции

Затем слово взял Алик Шпекбаев, председатель агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции.

— Тема очень актуальная для страны, тем более продолжаются реформы. Модернизация, трансформация как правоохранительной, так и судебной системы. В рамках первого пакета были введены институты отставки и персональной ответственности руководителей за недостаточно превентивную работу по противодействию коррупции. Восстановлена антикоррупционная экспертиза проектов нормативно-правовых актов, которая стала осуществляться в абсолютно новом формате. Во втором пакете усилена ответственность за коррупцию в квазигосссекторе, законодательно закреплены основы антикоррупционного комплайнс в национальных компаниях, ограничена совместная служба родственников в одной организации, введен полный запрет на получение подарков. Введена уголовная ответственность за провокацию преступлений сотрудниками правоохранительных и специальных органов.

Актуально отметить, что в Казахстане уже 92 процента госуслуг переведены в цифровой формат. Можно констатировать, что мы практически искоренили коррупцию в одной из самых проблемных бытовых сфер. Третий пакет подписан главой государства на днях. Речь идет о введении запрета для госслужащих, депутатов и судей на владение банковскими счетами за рубежом, исключена возможность применения условно-досрочного освобождения за совершение тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений. Дополнительно ужесточены санкции за коррупцию для сотрудников правоохранительных органов, судей взяткодателей и посредников, — сказал Шпекбаев.

О ходе реформ рассказал и Ерлан Тургумбаев, министр внутренних дел РК.

— Была оптимизирована организационно-штатная структура ОВД. Упразднено 106 излишних управленческих звеньев и порядка 1,5 тысячи руководящих должностей. На 11 процентов сокращена численность ОВД, это 10,5 тысячи сотрудников. Сегодня по количеству полицейских на 100 тысяч населения мы находимся на среднеевропейском уровне, в одном ряду с Бельгией, Чехией и Францией. Улучшена система оплаты труда и социального обеспечения сотрудников. Улучшены отбор и подготовка кадров. Из 12 учебных заведений оставлены только пять.

Высказался глава МВД о вопросе доверия со стороны граждан:

— Согласно исследованиям за 2020 год, нам доверяют 37 процентов, частично доверяют 38 процентов, удовлетворительным считают уровень безопасности 88 процентов казахстанцев, а 81 процент граждан считают, что полиция в достаточной степени обеспечивает правопорядок в стране, — сказал он.

Также заместитель генерального прокурора РК Марат Ахметжанов предоставил отчет о текущей деятельности прокуратуры.

– Теперь лишение свободы назначается действительно опасным преступникам, изоляция которых просто необходима. Если в 90-х годах в наших тюрьмах сидело более 105 тюремного населения, то сегодня 30 тысяч. В мировом рейтинге мы улучшили позицию с третьего на сотое. Эти изменения способствовали улучшению правопорядка.

Неиспользованный потенциал

Проблемные аспекты судебной системы обозначил Асхат Даулбаев, член Конституционного совета. Он сразу же обратил внимание на тот факт, что за последние пять лет число обращений в Конституционный совет составило менее одного в год. Согласно Конституции, граждане не имеют права обращаться в Конституционный совет РК. Такое право они реализуют через суды. Но последние не спешат пользоваться этой возможностью.

— За 2020 год суды не обратились в Конституционный совет ни разу! Ноль! За 2019 год – один раз, в 2018 году — два раза, в 2017 году – ни одного раза, ноль. В 2016 году — один раз, и в 2015 году — ни разу!

Тогда как с 2010 года Конституционный совет Франции рассмотрел около тысячи обращений и представлений судов. В среднем сто обращений в год. Я думаю, это тема, которая заслуживает внимания! — сказал Даулбаев.

Он предложил разработать и принять законопроект, который бы предусматривал обязательное рассмотрение судом обращений граждан, прокуроров, адвокатов в процессе. Будь то уголовный, гражданский или административный процесс. По его словам, надо четко и однозначно прописать процедуру рассмотрения судами таких обращений, чтобы не допустить вынесения приговоров, которые противоречили бы Конституции Казахстана.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter