Финальным аккордом драматического противостояния ведущих партий в США стал «громкий» уход Дональда Трампа. Демократы и со второй попытки не смогли устроить импичмент экс-президенту.
Многие союзники и даже соперники США вздохнули с облегчением. Джо Байден станет более удобным для партнеров в ходе принятия коллективных решений, а для противников важен более предсказуемый политик.
Многое прояснилось в выступлении Байдена по вопросам внешнеполитической стратегии. США должны вернуть статус мирового лидера. Укрепляющийся Китай обозначен как основной экономический соперник, а Россия останется главным противником в глобальном аспекте.
В интервью американским СМИ Байден обозначил необходимость возвращения к международным правилам в отношениях Китаем, чего явно не хватало Трампу. О важности демократических ценностей в телефонном разговоре с китайскими политиками заявил и госсекретарь Блинкен. Перед Пекином обозначены приоритеты США: стабильность в Индо-Тихоокеанском регионе, включая Тайваньский пролив, разработки в КНДР ядерного оружия и нарушения прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Сегодня у США главное направление – это АТР и Южная Азия
В этом направлении намерена планомерно работать новая команда, где много фигур, работавших еще в администрации Барака Обамы. Эксперты отмечают наличие в ней сторонников жестких подходов, в том числе в китайской политике. Энтони Блинкена, советника по национальной безопасности Джейка Салливана и вице-президента Камалу Харрис называют не только профессионалами, но также амбициозными и принципиальными прагматиками, долго ждавшими своего шанса во «втором эшелоне».
Краеугольным аспектом критики Дональда Трампа для демократов была тема вмешательства России в президентские выборы. Теперь в диалоге с РФ команда Байдена намерена жестко обозначать вопросы кибербезопасности, проблему ядерного сдерживания (договор СНВ-3), вопросы сохранения климата, освоения Арктики и глобальной энергетической безопасности. А также борьбы с пандемией COVID-19. В список можно включить тему прав человека (Навальный и Ко.) и региональные конфликты, включая Украину, Молдову и Беларусь.
«Горячей» темой Вашингтон считает сдерживание ядерной программы Ирана. США заинтересованы в оказании влияния на Тегеран через Россию и других региональных игроков.
Теперь возвращаться к старому рубежу в диалоге с Ираном будет сложнее. В иранском руководстве после загадочных убийств в 2020 году ключевых фигур — главы КСИР К. Сулеймани и «отца ядерной бомбы» М. Фахризаде усилились сторонники жесткой линии. Они могут категорически воспротивиться любым вариантам сделок с Западом.
К тому же союзники США на Ближнем Востоке — Израиль и Саудовская Аравия — долгое время враждуют с Ираном. Каждый из региональных игроков действует методами так называемых «гибридных войн» и терактов для оказания влияния на Ирак, Йемен и другие страны. В гражданскую войну в Сирию вовлечена и Россия. А с ней США вместе с Саудовской Аравией предстоит вести диалог по энергетическим вопросам: добыча и поставки нефти и газа.
Сегодня из-за внутренних проблем, связанных с экономическим спадом и сбоями в системе здравоохранения, актуальной стала тема госуправления. Опыт показал, что страны с жестким руководством лучше контролируют поведение граждан для сдерживания темпов распространения вируса. На этом фоне массовые протестные движения «антикарантинщиков», граждан, потерявших доходы, и иных категорий (противники власти, радикальные, молодежные и иные группы) показали слабость стран с либеральным режимом. В США после выборов протесты зашли еще дальше, а захват Капитолия произошел отчасти по вине Трампа.
Многие политики в США и в целом на Западе опасаются не только ушедшего с арены Трампа, но и такого явления как трампизм. Дональд
Трамп выключил рубильник на конституционном щитке, десятилетия создаваемым политической и бизнес-элитой США,
позиционирующими свою страну как эталон демократии и следования букве закона.
Теперь демократам надо возвращать доверие той части электората, которая проголосовала за Трампа. Многим американцам, в первую очередь среднему классу, он был симпатичен за счет эффективного решения внутренних проблем и снижения расходов на внешние вызовы.
Для Казахстана крайне важны планы США по отношению к близким соседям: России и Китаю. Джо Байден, как мастер внешней политики еще со времен «холодной войны», будет четко следовать предвыборной программе.
Диалог Вашингтона с Россией и КНР может стать затяжным и напряженным
Но и давление на них может пойти по различным направлениям.
Казахстану надо быть готовым к новым и более расчетливым санкциям коллективного Запада против России и ее союзников. Это неизбежно скажется на функционировании ЕАЭС. Целью США также может стать ШОС и китайский проект «Экономический пояс шелкового пути».
Директор Московского фонда Карнеги Дмитрий Тренин отмечает, что в действиях США военная сила может уступить место дипломатическим и иным ненасильственным методам. Но эпоха Трампа стала редким периодом, когда США не развязали ни одной новой войны. Поэтому не исключено, что
методы силового нажима и военные конфликты могут сохраняться и даже усилиться на периферии границ бывшего СССР
Казахстанский историк Булат Султанов высказывает опасность разжигания со стороны США русофобских и синофобских настроений. По его мнению, в русле той политики, которую проводил Байден, в Казахстане может усиливаться национализм. Это может быть крайне опасная игра США, куда включаются и союзники Вашингтона из стран ЕС.
Опасность таких тенденций сопряжена с общим ухудшением социально-экономической ситуации. Негативным примером может послужить разделение по языковым и культурным границам в ряде стран бывшего СССР, где некоторые политики и олигархи стараются отвлечь внимание общества от злободневных проблем на поиск «внутренних врагов».