На восстановление экономики страны после глубокого кризиса, подстегнутого пандемией, потребуется от 2 до 5 лет.
На днях премьер-министр Аскар Мамин заявил, что главная цель правительства в 2021 году — рост экономики на уровне 3%. В 2020 она упала на 2,6%. То есть в планах кабмина наверстать потери и выйти в плюс. Кстати, Всемирный банк прогнозирует рост казахстанской экономики на 2,5%. Обычно такие прогнозы сбываются. Но не будем забывать, что 2021 год необычный. Экономист Магбат Спанов не видит поводов для неоправданного оптимизма. И он объяснил почему.
— Начнем с того, что малый и средний бизнес рухнул в 2020 году. Приостановили деятельность более 190 тыс. предприятий МСБ. Из них 19 тыс. закрылись окончательно. В 2021 году в стадии ликвидации находятся еще 6,5 тыс. субъектов МСБ. О чем говорят эти цифры? Это развал экономики?
— Наверное, окончательным развалом называть еще рано, конечно. Но малый и средний бизнес, по моему личному мнению, не локомотив экономики. Он играл и играет значительную роль, однако не стоит ее преувеличивать.
При больших расстояниях между казахстанскими городами малый и средний бизнес может быть сосредоточен только на ограниченной территории. А это уже предопределяет экономическую эффективность. Низкая концентрация потребителей не позволяет МСБ производить большое количество товаров и услуг, которые были бы конкурентоспособны в других регионах.
Именно по этой причине Казахстан был и остается для мира большим поставщиком в основном природно-сырьевых ресурсов. Иначе нас иногда называют бензоколонкой. Сырьевая экономика будет преобладать еще очень долго. Помимо нефти и газа в казахстанских недрах полно и других ценных ресурсов, а программы диверсификации так и не заработали.
Пока малый и средний бизнес может выживать только в сфере услуг и мелкотоварного производства.
Поэтому мы занимаемся самообманом, говоря, что МСБ в Казахстане является локомотивом экономики. Фактически это приводит к тому, что в рамках этого разрабатывается неверная стратегия экономического развития МСБ и выделяются огромные средства на его поддержание. Фактически его доля в ВВП Казахстана чуть более 20%. И если поддерживать, то точечно, а не всеобщим охватом. Государство уже достаточно часто оказывало такую помощь за счет средств Национального нефтяного фонда.
— 29 января состоялось заседание совета по экономическим реформам.
Было объявлено о планах правительства сократить в ближайшие 5 лет долю государственного участия в экономике до 14%
Выполнение данной стратегии за такой короткий срок, как мне кажется, недостижимо по ряду объективных и субъективных причин.
Например, в 1999 году, по данным статистики, доля частного сектора доходила в ВВП до 85%. Сейчас все наоборот. Возникает вопрос: за счет чего сокращать долю государства в экономике? За счет приватизации? Очень сомнительно, что благодаря этому мы сможем повысить эффективность экономики. Хотя именно на этом надо сосредоточиться.
При всех плюсах новой экономической политики страны, которую наконец мы услышали спустя почти два года, самый главный ее минус — она оторвана от экономической ситуации в мире. А также не учитывает, что в Казахстане с 2021 года закончился льготный период вхождения в два международных союза.
При той ситуации, которая наблюдается на мировых рынках, задавать казахстанской экономике ускоренные темпы роста без структурной перестройки наивно
Иначе разбалансировка внутренней экономики, политических решений и системы социальной поддержки и приведет к еще более глубокому кризису. Нельзя развивать экономику, пока она находится в кризисе.
Стагнация в развитии связана прежде всего с тем, что в стране нет альтернативных политических и экономических идей. Все следуют курсу, заданному еще в начале двухтысячных.
— Так вроде бы решили следовать мировому опыту. Разве это ошибочно?
— На Западе капиталистический уклад и рыночная экономика развивались сотнями лет, прежде чем показать нынешние результаты. Ну ясное же дело, что у Казахстана за столь короткий промежуток времени ничего не выйдет. Успех любой страны должен основываться на национальных особенностях и национальной ментальности. Надо использовать конкурентные преимущества, присущие тому или иному региону. И даже сейчас, после тридцати лет независимости, наши регионы очень мало связаны между собой экономически.
У нас же часто за основу берутся стандартные классические западные теории. Они внедряются в экономику, но не обязательно будут у нас работать
В Казахстане другая структура экономики, трудовые взаимоотношения и политическая система. Поэтому я называю 2020 год годом упущенных возможностей.
Конечно, я допускаю, что могу ошибаться в своих прогнозах. Но во всяком случае я делаю их, беря в учет не только чисто экономические показатели, но и сложившиеся общественные отношения в стране. Этому нас учили наши преподаватели политэкономы.
— Кстати, да, есть такое понятие, как теория общественного договора между обществом и государством. Как у нас с этим?
— Я реалист. Общественный договор — это четко расписанные права и обязанности государства и общества. Есть в Казахстане такой документ? Нет. В этой связи говорить о каком-то выполнении общественного договора не приходится. У нас есть Конституция, в рамках которой обязаны работать и система государственного управления, и существовать общество.
Немаловажно отметить и тот факт, что
рухнувшей казахстанской экономикой продолжают в основном управлять чиновники, которые не имеют успешного опыта руководства на низовом уровне
Например, в малом и среднем бизнесе на региональном уровне.
Причем любые реформы должны изначально быть адаптированы под текущие реалии. У нас наоборот — годами идут эксперименты. По всем направлениям.
— И так все годы независимости.
— Внесу одну ремарку. Многие стратегические документы концептуального плана достаточно добротные. А что касается инструментов для их реализации, здесь большие проблемы. Казахстан преуспел в принятии программ. Они великолепны по содержанию. А где результат? Его нет и не будет, пока госуправление по стратегическим направлениям будет отдаваться неподготовленным кадрам, не имеющим практического и жизненного опыта.
Правительство заверяло, что к концу 2020 года экономика Казахстана восстановится и в конце года ВВП вырастет. Хотя многие экономисты предупреждали, что после такого кризиса вряд ли этого стоит ждать ближайшие 2-5 лет.
Сейчас нас спасет только скорое восстановление мировой экономики и резкий рост энергопотребления
А пока мы продолжаем расходовать средства Национального фонда, созданного первым президентом. Как только денег в нем не станет, все огромные планы рухнут. А тенденция такова, что сейчас из Нацфонда деньги уходят быстрее, чем он наполняется.
Резюмируя сказанное. Надо от слов переходить к делу. От совещаний — к действиям. Никому не нужны красивые обещания, которые никто не собирается выполнять.