Попытка насильственного захвата Капитолия сторонниками Дональда Трампа вошла в американскую историю.
Мировая общественность называет 6 января 2021 года одним из темных дней в истории США. Вместо дня, призванного символизировать мирную передачу власти, среда запомнится как день, когда толпа, поощряемая и подстрекаемая президентом Трампом, ворвалась в Капитолий и выбила окна на дверях в Палату представителей, создав вооруженное противостояние.
Спустя несколько часов появилось видеообращение Дональда Трампа, в котором он осудил насильственный захват дома американской демократии. Но темное несмываемое пятно на собственной репутации 45-й президент США себе обеспечил. Зачем он вообще пошел на такой неожиданный шаг, рассуждает доктор политических наук, заместитель директора КИСИ при президенте РК Санат Кушкумбаев.
— Санат Кайрслямович, как Вы можете в целом охарактеризовать действия сторонников Дональда Трампа на фоне того, что голосование выборщиков подтвердило победу Джо Байдена на выборах?
— Случившееся в Вашингтоне — событие эмоциональное и крайне чувствительное для американского в частности и для западного в общем сообществ. Я бы даже сказал — экстраординарное. Как выразился председатель Еврокомиссии, захват Капитолия, храма демократии, это репутационный удар для американцев и западного сообщества.
Американцы гордятся своей устоявшейся сотнями лет традицией мирного транзита власти.
Действующий президент прямо или косвенно спровоцировал силовую реакцию сторонников на свой уход
Несмотря на то, что несколько часов спустя он осудил их действия, мировое сообщество расценило заявление Трампа как демагогическое. Думаю, что теперь и он, и его команда уже сами, мягко говоря, в шоке от случившегося. Сложно вообще говорить, на что рассчитывала толпа при штурме Капитолия.
— Правовые последствия будут?
— Вряд ли попытка захвата Капитолия подорвет правовые основы США. Да, событие незабываемое. Я бы назвал 6 января 2021 года неудавшейся попыткой провести «вашингтонское чаепитие» по аналогии с «бостонским чаепитием» 16 декабря 1773 года.
Ресурсы у американской политической и правовой системы серьезные. В тот же день ситуацию взяли под контроль. Однако очевидно, что 20 января во время инаугурации Джо Байдена будет усиление мер безопасности.
— Уже объявлено о направлении из Нью-Йорка солдат Нацгвардии на инаугурацию.
— Да, конечно, из случившегося извлекут уроки. Уже сейчас возле Конгресса США появились барьеры, переносной забор.
События 6 января не могли остаться без внимания демократического большинства в Конгрессе США.
Члены конгресса вполне ожидаемо требуют импичмента Дональда Трампа. Но сама по себе отставка маловероятна,
ведь до окончания каденции действующего президента США осталось меньше двух недель. Смысл импичмента разве что в том, чтобы вторично запустить процедуру. Это тоже будет беспрецедентно с точки зрения формы осуждения за прямое или косвенное подстрекательство к беспорядкам в Вашингтоне.
— Кажется, ничего подобного история США не знала. И вдруг отличился именно Дональд Трамп. Почему?
— Действительно, ни в новейшей истории США, ни в более ранние годы ничего подобного не происходило. Ни один из президентов США не пытался силовым способом удержаться у власти. Были спорные моменты, но после голосования выборщиков проигравшие кандидаты признавали итоги выборов.
Полагаю, беспорядки в Вашингтоне показали особенность неординарной фигуры и характера уходящего президента Трампа
во всех смыслах этого слова.
Все его президентство для американских политиков было нетипичным, неоткалиброванным. Заявления и бранная лексика, которую использовал Трамп на площадях, не характерны для американского истеблишмента, тем более такого уровня. Трамп привнес эту особенность в политику, части его избирателей нравились его популистские заявления. Мы видели, кто эти люди и как они себя вели в Вашингтоне.
Трамп вошел в историю США как яркий президент-популист. Он олицетворяет собой эпоху популизма. Если говорить о таких «высотах», другим политикам американского истеблишмента явно есть куда стремиться.