Решение ОПЕК+ дать возможность Казахстану и России нарастить добычу оказалось неожиданным. Нефтяной концерн такие исключения ранее не делал.
Как сообщила пресс-служба министерства энергетики РК, ОПЕК+ сохранил квоты на добычу нефти на два первых месяца текущего года.
Одновременно организация разрешила Казахстану и России увеличить добычу на 10 и 65 тыс. баррелей в сутки соответственно.
Такое исключение ОПЕК+ позволил себе впервые в своей истории.
Экономист Петр Своик назвал решение нефтяного концерна вполне ожидаемым.
«Сохранить квотирование и сделать исключение для России и Казахстана весьма необычное решение. Я бы сказал, что это тактика внутри неизменной долговременной стратегии.
Между тем стратегия определяется переформатированием глобального мира в мир, поделенный на несколько макрорегионов. Немыслимое расширение ОПЕК до ОПЕК+ тоже есть часть такого переформатирования», — отметил эксперт.
Что же касается настойчивых просьб России разрешить ей добывать больше нефти, продолжил экономист, то у нее есть на то убедительные резоны.
«Внутренняя экономика России, как и Казахстана, пока полностью зависима от внешнего долларового платежного баланса.
Рубль, как и тенге, эмитируется не кредитным и уж тем более не инвестиционным, а почти исключительно обменным образом
Соответственно, в экономике вообще, и у правительств в частности, есть только этот ресурс постковидной стабилизации и развития», — отметил Своик.
Этот долларовый платежный баланс, добавил он, у России в отличие от Казахстана положительный.
«Это и понятно, ведь Россия осуществляет ряд стратегических инфраструктурных проектов. Страна готовится к переходу на государственное инвестиционное планирование», — заметил эксперт.
В отличие от России, пояснил экономист, у Казахстана положение достаточно драматическое.
«Национальный фонд еще с 2013 года переведен в расходный режим. В благополучном еще по нефтяным ценам и ковиду 2019 году текущий счет платежного баланса принес минус $7,2 млрд.
А вот в 2020 году за три квартала было минус $3,8 млрд, и четвертый квартал наверняка усугубил положение.
В наступившем 2021 году, по оценке Национального банка, нас ждет минус $5,7 млрд,
а в следующем – минус $6,5 млрд», — привел статистику Своик.
При этом он уверен, что дополнительная валюта не пойдет на развитие страны.
«Речь идет об элементарном поддержании внутренней стабильности, пока еще остаются запасы Нацфонда. И само собой, как глоток воздуха нужен дополнительный приток долларовой выручки», — резюмировал экономист.