Запланированная маркировка молочной продукции неминуемо преведет к повышению цен. Это делается в рамках ЕАЭС — и делалось раньше. Опыт маркировки лекарств в России показывает — удорожание продукции неизбежно.
Совет Евразийской экономической комиссии утвердил перечень молочной продукции, подлежащий маркировке, и сроки ее введения. Завершить процесс в России предполагается в следующем году в три этапа до 1 декабря.
Но судя по тому, о чем в предварительной беседе 365info сообщил исполнительный директор ОЮЛ «Молочный Союз Казахстана» Владимир Кожевников, власти попытаются уложиться в уже озвученные сроки.
Спешка в любом деле ничего хорошего не сулит.
Тем более, когда дело касается одной из самых эффективных отраслей экономики. И когда под удар можно подставить тысячи людей, занятых на перерабатывающих предприятиях.
Нас смущает, что все это делается в авральном порядке
Владимир Николаевич начал беседу именно с этой фразы.
— Почему Молочный союз выступает против введения обязательной маркировки?
— Для начала надо рассказать о целях, которые преследовали инициаторы. Как и указано в документах ЕЭК, маркировку придумали в России. Цели очевидны: борьба с фальсификатом и интересы фискальных служб в плане более полного сбора налогов.
Но аргументы союза не менее очевидны. Первый — сегодня Казахстан обеспечивает себя «белой» молочной продукцией на 85-90%. Согласно данным Комитета по статистике, фальсификат молочной продукции в Казахстане составляет около 1%.
— Так мало?
— Это не более чем статистическая погрешность. Исследования, проведенные в России, показывают, что экономический эффект от маркировки будет положительным только в том случае, если фальсификат превышает 16-17%. Если меньше, затраты дают отрицательный эффект.
— Но можно возразить: маркировка обеспечивает прослеживаемость товара…
— По поводу прослеживаемости, согласен, обеспечит. Но в Казахстане, это наш второй аргумент, она и так обеспечена посредством электронных счетов-фактур, сертификатов качества, а с 2021 года в дополнение ко всему вводятся сопроводительные накладные на товар. Это второй наш аргумент.
В принципе, все, за исключением обеспечения интересов фискальных органов, уже существует. Поэтому мы считаем, что заявленные цели и затраты на введение обязательной маркировки молочной продукции никак между собой не коррелируются.
— Для начала поясните, сколько на маркировку могут потратить перерабатывающие предприятия?
— Это значительные первоначальные затраты. В республике запущен пилотный проект на Костанайском заводе «ДЕП».
Он показал, что затраты на одну производственную линию составляет около 20 млн тенге
Предприятие производит целую линейку продукции (молоко, молоко сгущенное, кефир, йогурты, ряженку, сыры, творожную продукцию, мороженое масло и т. д.). Разные виды продукции фасуются на разных линиях.
Кроме того, затраты не ограничивается приобретением и установкой оборудования, так как еще есть расходы на приобретение QR-кодов, обслуживание и т.д.
— Во что это обойдется конечному потребителю?
— По предварительным расчетам,
увеличение себестоимости продукции составит около 7-9%. Производитель себе в убыток работать не будет
Естественно, любое повышение расходов, в том числе на маркировку, будет заложено в себестоимость продукции. А это однозначно повышение оптовых и розничных цен.
— Кстати, о фальсификате. Вы привели официальную статистику, согласно которой ее на рынке меньше 1%. Есть ли какая-то прямая связь между фальсификатом и теневым оборотом?
— К сожалению, зачастую многие путают фальсификат с теневым оборотом.
Молочную продукцию никто фальсифицировать не собирается
В этом нет ни экономической, ни технологической целесообразности. Кроме того, скрыть фальсификат сложно: качество резко упадет, и никто покупать такой продукт не будет.
Можно сфальсифицировать водку или медицинские препараты. Например, вместо препарата, снижающего давление, насыпать мел. Сразу ведь и не определишь. А качество молочной продукции контролируется по всей производственной цепочке.
— Потребителя все хотят обмануть. На этикетке одно, внутри другое. Такое тоже бывает?
— Безусловно, бывает. Если на этикетке написано «масло», и вместо животных жиров там присутствуют растительные, это и есть нарушение технического регламента ЕАЭС. Но если на продукции написано «спред», то никакого нарушения нет. И потому цена спреда должна быть ниже, чем масла, причем значительно. Этот вопрос находится в компетенции контролирующих органов.
— Что Молочный союз предлагает властям?
— Надо сразу отметить, что сегодня отечественные производители не готовы вводить маркировку ни технически, ни технологически.
Наше предложение заключается в том, чтобы вводить маркировку только по завершении пилотного проекта и только на ту продукцию, которая идет на экспорт.
Для продукции, которая идет на внутренний рынок, маркировку не вводить или вводить на добровольной основе
— Думаете, этого вполне достаточно?
— Нет, конечно. Также мы предложили государству взять на себя часть затрат на организацию маркировки: приобретение, установку соответствующего оборудования, приобретение QR-кодов и т. д.
Надо, чтобы власти за счет бюджета субсидировали часть расходов на маркировку
Только таким образом можно как-то снизить нагрузку на бизнес. Если крупные производители смогут перейти на маркировку более-менее безболезненно, то мелкие и средние не потянут и остановят производство.
— Как власти реагируют на эти предложения
— На последнем совещании с участием госорганов речь шла о субсидировании. Предварительно о 25-30% со стороны государства. На какую долю выйдем по окончании переговоров, неизвестно. Для сравнения — в США правительство компенсирует около 75% от понесенных затрат.
— В недавнем интервью замминистра торговли отметил, что в развитых странах за счет маркировки увеличилась собираемость налогов. При этом он ничего не сказал, что конкретно маркировали.
— В этом все и дело. В Европе есть три вида продукции, для которых маркировка обязательна. Это табачные изделия, медицинские препараты и взрывчатые вещества для населения.
Все остальное маркируется на добровольных началах
Исходя из этого, мы и просим правительство пойти именно по европейскому пути.
— Почему союз настаивает на добровольности маркировки на внутреннем рынке?
— Чтобы не быть голословным, приведу пример. Предположим, что какое-то предприятие разработало новый вид продукции и продвигает свой бренд. Между тем другое предприятие делает такой же товар и реализует его под тем же брендом.
Это нарушение и авторского права, и принципов здоровой конкуренции. Поэтому новатор заинтересован защитить свою продукцию на рынке, чего можно добиться добровольной маркировкой.
— Часто бываю на рынке и заметил, что есть предприятия, которые добровольно маркируют свою продукцию.
— Вот мы и дошли до сути. Например, никто не заставлял маркировать продукцию птицефабрику в Малиновке около Нур-Султана. Но она это делает для того, чтобы продвигать и защитить свой бренд. Это нормальная ситуация, когда у производителя возникает естественное желание ввести маркировку.
— Тема маркировки продвигается Россией. Но и там время от времени возникают проблемы. Можно вспомнить маркировку лекарств, из-за которой в аптеках возник дефицит.
— Когда в России ввели маркировку медицинских препаратов, дала сбой система контроля «Меркурий».
После того, как продукцию привезли в розничную сеть, а там приняли, она поступает в розничный оборот. Человек приобрел лекарство, код на кассе сняли, тем самым товар выводится из розничного оборота.
Если что-то в этом звене не срабатывает, система дает сбой и продукция где-то застревает. Вот это случилось в России с медикаментами.
То же самое может случиться и после маркировки молочной продукции
Если будут сбои в системе маркировки, проблема может оказаться роковой.
К примеру, перебои в продажах шуб мало на что влияют, их люди приобретают нечасто.
Но если случится перебой с продажей молочной продукции, у которой срок хранения 72 часа, весь просроченный товар потом необходимо будет утилизировать. А это прямой убыток предприятия. Потом придется долго искать, кто виноват — производитель, оператор или точка розничной продажи.
— Можете по возможности дать короткую характеристику маркировки?
— Могу назвать ее политическим шагом, который к экономике имеет весьма опосредованное отношение.