Заявление главного санитарного врача Алматы Жандарбека Бекшина о 55-процентном коллективном иммунитете алматинцев противоречит официальной статистике.
24 декабря Бекшин обнародовал данные выборочного исследования 5 тысяч горожан, на основании которого главный санврач Алматы сделал вывод о сформировавшемся у 55-56% жителей мегаполиса коллективном иммунитете.
Чиновник добавил, что заключение неокончательное. Более точные данные будут известны после исследования, проводимого Научно-практическим центром санэпидэкспертизы и мониторинга.
Достаточно ли 5 тысяч выборочных людей, чтобы утверждать о половине переболевших алматинцев, рассказал политолог Марат Шибутов.
— На самом деле, 5 тысяч человек — это немало. Социология на город предполагает исследование на 1 200 выборочных людей, — считает эксперт. — Тут возникает другая проблема. По официальной статистике, в Казахстане за время пандемии заболели всего 150 тысяч человек. А в Алматы — 17 тысяч. Каким образом из случайной выборки в 5 тысяч человек 55% оказались переболевшими?
— Может быть выбирали специально из переболевших?
— Нет. Исследовали всех подряд. Только вывод из заявления главного санитарного врача получается такой, что
из почти 1,9 млн жителей Алматы переболели около 900 тысяч. То есть в 50 раз больше, чем говорит официальная статистика
Я анализировал смертность в 2020 году. С января по август 2020 года прирост в сравнении аналогичным периодом 2019 года составил 32 тысячи человек. Поэтому когда заявляют, что от COVID-19 умерли всего 2 тысячи человек, тогда кто эти 32 тысячи? Статистика в принципе не бьется как по переболевшим, так и по умершим.
— Дело в том, что минздрав до августа 2020 года не включал в статистику заболеваемость пневмонией, тем более вызванной коронавирусом.
— Именно. По-хорошему, эти данные про 55-56% переболевших и 32 тысячи умерших гораздо больше похоже на правду, чем нам говорит официальная статистика. Не может быть так, что всего болели 150 тысяч человек, а все клиники при этом были забиты.
Учитывая мощности нашей медицины, при 150 тысячах переболевших не должно было быть переполненности медучреждений
Исходя из этого, можно честно сказать, что произошла недооценка ситуации в целом. И это проблема.
— И какими должны быть действия госорганов для предотвращения новых волн в таком случае?
— С одной стороны получается, что да, болели больше людей. А с другой — если 55% уже переболели, вторая волна не будет такой серьезной, как первая.
— И тем не менее идут предновогодние ужесточения карантина.
— А по факту они и не нужны. Я уже неоднократно обращался в госорганы по поводу ограничительных мер. Нужно признать, что вся эта деятельность и межведомственной комиссии, и мониторинговых групп, и санитарных врачей незаконна.
Этот карантин создает гигантскую коррупционную кормушку, на которую все жалуются
Происходящее очень выгодно проверяющим.
Санитарные врачи в принципе не имеют право вводить запретительные меры. Их приказы и постановления не являются правовыми актами
и поэтому не могут распространяться на неограниченное количество людей. Их предписания должны быть адресными. При этом, получается, что они своими решениями отменяют действие кодексов, конституционных законов и так далее. И это большая проблема нашего законодательства. Но ее никто не хочет замечать.
— Например, Конституция гарантирует свободу предпринимательства.
— А тут проверки. Каждая проверка со стороны мониторинговых групп должна быть санкционирована прокуратурой. Ничего этого нет. Плюс
распоряжения об ограничительных и карантинных мерах, по идее, должен издавать высший законодательный орган, то есть парламент
Межведомственная комиссия создана распоряжением премьер-министра, а не постановлением правительства. Статус у такого распоряжения очень низкий.
— Но президент ведь наделил санитарных врачей полномочиями и правами министров, не так ли?
— Ну и что? Указ президента по иерархии ниже законов, и тем более кодексов. Нельзя актом, который ниже по иерархии, отменять действие вышестоящих нормативных правовых актов.