Средняя цена на яйца в Казахстане этой осенью поднялась на 30%. Об этом в конце октября упомянул глава Ассоциации яичных производителей страны Максим Божко. А в Карагандинской области яйца и вовсе подорожали на 50%.Что это — последствия птичьего гриппа или спекулятивные игры производителей?
Почему этот популярный и фактически народный продукт подорожал? По словам Руслана Шарипова, президента «Союза птицеводов Казахстана», причин несколько, и одна из них — вспышка птичьего гриппа.
— Птицефабрика под Алматы закрылась на три месяца. Но карантинные меры, включающие утилизацию больных птиц, процесс не быстрый. А потом надо вырастить новых. Так что восстановить прежние объемы получится как минимум только года через полтора.
На восстановление одной фабрики потребуется 1,5-2 млрд тенге
Помимо птичьего гриппа, существует проблема и с ценами на зерно — за три года они повысились вдвое.
Интересно, что предприниматели связали даже курс тенге с ценой на бензин, которая, однако, не зависит от колебаний курса.
— Валюта подорожала, это повлекло за собой рост цен на ГСМ. Кому в таких условиях интересно работать ниже рентабельности?
Если же мы поднимем цену, завтра рынок заполонят российские и белорусские яйца
Пока наши производители держат цены ниже, чтобы на казахстанский рынок не заходили иностранные. Субсидии тоже сначала сократили вдвое, теперь и выдают с задержкой, а хотели вообще убрать.
— Пока в этом году начали выдавать субсидии только в Костанайской области и на севере Казахстана, остальные регионы их пока так и не получили. Большинство птицефабрик закредитованы: погасив один заем, берут новый, так как не хватает оборотных средств. Ведь кроме зерна мы все покупаем за валюту, включая птиц, — рассказывает Шарипов.
Правительство помогать птицеводам не отказывается. И об этом в начале октября заявлял депутат Дуйсенгазы Мусин.
Птицефабрикам, выпускающим более 100 млн яиц, положены субсидии в размере 1,2 тенге за штуку. Но из-за падежа птиц они не смогут поставить на рынок нужный объем, а значит, полученную субсидию им надо будет вернуть. Поэтому Мусин предложил выплатить компенсацию за погибших от птичьего гриппа птиц по рыночной стоимости.
Между тем Толеутай Рахимбеков, зампредседателя партии «Ауыл», считает, что некоторые производители пытаются «накачать ситуацию». Они намеренно распускают слухи, что яйца поднимутся в цене до 500 тенге за десяток.
— Птицеводы нередко все вместе нагнетают ситуацию, чтобы получить субсидии
Корма в сравнении с 2019 годом не сильно подорожали. Сейчас цена за тонну 85 тыс. тенге. В конце прошлого года стоимость была примерно такой же. Да, год назад у них были проблемы с субсидиями, которые отменили, но потом восстановили. На мой взгляд,
субсидировать надо не яйца, а корма, потому что в структуре птицеводства они составляют 68-70%,
— отмечает эксперт.
Рахимбеков объясняет удорожание яиц сезонным и спекулятивным факторами. Он утверждает, что рост цен на яйца в среднем по стране составил 18,8%.
— Каждый год в конце октября — начале ноября яйца дорожают,
потому что сокращается их производство — курица не может нестись все 365 дней в году. К тому же яйца продукт скоропортящийся, в отличие от курятины, которую можно заморозить, поэтому и скачки цен сильнее.
В этом году сезонный фактор отягощен птичьим гриппом. По данным минсельхоза, пало 500 тыс. кур. По оценкам независимых специалистов — как минимум в два раза больше. Особенно на севере страны — там некоторые птицефабрики потеряли все поголовье.
— Но я считаю, если бы рынок нормально регулировался, не произошло бы и роста цен. В данном случае их взвинтили перекупщики на слухах и ожиданиях о птичьем гриппе. Спекулятивный фактор оказался решающим. Думаю, что после нового года цены на яйца восстановятся.
Рахимбеков отмечает, что за последние несколько лет Казахстан не только стал полностью обеспечивать внутренние потребности рынка по яйцам, но и начал их экспортировать.
— Ограничений по импорту российских яиц в Казахстане нет. Не завозят, потому что нет смысла. Географически наши фабрики расположены удачно. Более того, в соседние страны экспортировалось уже чуть ли не полмиллиарда яиц, — отмечает эксперт.