Алия Молдабекова, заместитель председателя Национального банка, высказалась о ситуации на финансовом рынке.
Об этом сообщает пресс-служба финансового регулятора.
«Рост заболеваемости COVID-19 во многих странах, введение новых карантинных мер в Европе, и неопределенность по поводу выборов президента в США определяли настроение на мировых финансовых рынках в октябре. Нацбанку пришлось провести интервенции для недопущения резких дестабилизирующих скачков обменного курса тенге.
Прошедший месяц был волатильным и неоднозначным со стороны внешних рынков. В начале октября сообщение о заражении президента США коронавирусом вызвало бегство из рисковых активов. Тем не менее ввиду быстрого выздоровления Д. Трампа это имело лишь кратковременный эффект.
Затем возобновление переговоров по поводу нового пакета фискального стимулирования в США и сигналы ЕЦБ о готовности принятия мер по восстановлению экономики ЕС в декабре поддерживали глобальный риск-аппетит инвесторов.
Негативные настроения вновь вернулись на фоне реализации рисков второй волны COVID-19 и скачка числа заболевших в ЕС и США. К концу месяца в Германии, Франции и Великобритании были введены повторные локдауны и карантинные ограничения, которые потенциально могут привести к снижению экономической активности и замедлению экономического роста. В частности, сфера услуг, наиболее чувствительная к ухудшению ожиданий и последствиям пандемии, уже испытывает замедление. Так, индексы PMI сферы услуг в Великобритании, Германии и Франции в октябре снизились в сравнении с сентябрьскими показателями до 51,4 (с 56,1), до 48,9 (с 50,6) до 47,5 (с 48,5) соответственно.
С другой стороны, волатильность на рынках была связана с неопределенностью вокруг выборов в США и дальнейшей экономической и внешней политикой страны. Индекс «страха» VIX в последние дни октября превысил отметку в 40 пунктов, что подразумевает повышенную волатильность фондового рынка США, тогда как на конец сентября этот показатель составлял 26 пунктов.
Нужно отметить, что для основного экспортного товара нашей страны октябрь выдался тяжелым. Реализация рисков распространения второй волны коронавируса, а также сообщения о быстром наращивании добычи в Ливии и росте запасов топлива в США негативно отразились на котировках нефти. По итогам октября цена на нефть снизилась с 41 до 37,5 доллара за баррель, или на 8,5%.
Сейчас внимание рынков приковано к действиям альянса ОПЕК. Согласно ранее достигнутым договоренностям стран ОПЕК+, предполагается последовательное послабление в сокращениях добычи нефти с января 2021 года и соответствующее постепенное увеличение квот на производство.
Однако на фоне распространения второй волны в начале ноября появились сообщения от России и Саудовской Аравии о рассмотрении возможности ОПЕК+ продления действующих ограничений, либо дополнительных сокращениях, что частично оказало поддержку котировкам.
Динамика на рынке углеводородов являлась основным определяющим фактором для тенге в октябре. Помимо цены на нефть общие тренды на внешних рынках сказывались на аппетите инвесторов к развивающимся странам, что влияло на динамику валют развивающихся рынков, в том числе и динамику тенге. Курс национальной валюты ослаб за месяц на 0,2% — до 432,66 тенге за доллар»,
— говорится в сообщении.