Новый закон о букмекерской деятельности, принятый под видом борьбы с игроманией, может привести к неконтролируемым и печальным последствиям.
2 июля 2020 года президент Касым-Жомарт Токаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам игорного бизнеса». Документ ужесточает механизмы контроля за деятельностью букмекерских контор и тотализаторов.
Одно из главных требований — перенос букмекерских контор и тотализаторов в специальные игорные зоны Алматинской и Акмолинской областей. То есть в Капшагай и Боровое. Иными словами, букмекеров фактически приравняли к казино.
Чтобы не делать скоропалительных выводов, надо здраво оценить деятельность букмекеров. В настоящее время на занятие букмекерской деятельностью в Казахстане выдано около 40 лицензий. Реально действует порядка 10 компаний. На начало марта 2020 года букмекерские конторы владели 1500-1600 букмекерскими кассами. Практически в каждом городе есть касса хотя бы одной БК.
У БК есть две основные социальные функции – дать заядлым болельщикам (среди которых немало знатоков и аналитиков)
монетизировать свои знания о спорте и следить, чтобы спортивные игры проходили честно и по правилам
Так, в республике уже было несколько скандалов с «договорными» матчами. БК аннулировали ставки на них. Следовательно, букмекеры борются за чистоту спорта. Но у них нет инструментов для расследования подобных явлений. Как нет и официальных оценок последствий влияния теневого сектора на развитие казахстанского спорта.
Во многих странах мира БК являются одной из базовых составляющих роста экономики. Их точное количество в мире неизвестно. Но этот рынок образует свою клиентуру и формирует общественное мнение. И даже влияет на решения властей в той или иной сфере. А запрос на услуги букмекеров будет всегда: в любом поколении есть заядлые болельщики и фанаты спорта.
В европейских странах, к примеру, букмекерская деятельность поддерживается государством. Это дает финансовую подпитку для развития спорта. В некоторых странах БК проводят крупные спортивные мероприятия, в том числе и детские турниры.
Оценить рыночный потенциал БК трудно, так как система налогообложения в нашей стране запутанная. Если экстраполировать на Казахстан данные по России, размер казахстанского букмекерского рынка можно оценить в 200 млрд тенге с перспективой роста в 5% в год – даже в сложное время кризиса и пандемии.
Важнейшая ремарка:
в 2019 году БК в качестве налогов выплатили около 20 млрд тенге
Солидная прибыль для бюджета!
Тем не менее новый закон ставит крест на таком росте. Едва ли букмекеры смогут переехать в Капшагай и Боровое. Более вероятно, что этот сектор полностью перебазируется в интернет. И это может создать серьезные проблемы.
Переход в онлайн, конечно, значительно сократит постоянные «физические» расходы БК. Однако вместе с этим сократится и поток клиентов, ведь большинство из них предпочитают делать ставки в игровом зале, погружаясь в атмосферу и контактируя с другими болельщиками.
В интернете наш гражданин может сделать ставки в любой зарубежной БК. При этом его деньги уйдут за границу. И налоги с его выигрыша-проигрыша тоже останутся там. Следовательно,
бюджет РК теряет средства, которые могли бы остаться в стране
Переход в интернет спровоцирует конкуренцию между казахстанскими и зарубежными БК. Очевидно, что наши компании не располагают такими мощными ресурсами, как европейские, которые имеют господдержку. Даже в соседней России БК включены в список отраслей экономики, которые могут пользоваться помощью государства во время карантина.
Кроме того, в случае спорной ситуации с казахстанской БК наши сограждане могут обратиться в правоохранительные органы и получить судебное решение в свою пользу. А куда они будут обращаться в случае обмана со стороны недобросовестных зарубежных букмекеров? Пожалуй, вопрос риторический.
Высока вероятность появления теневых БК, которые будут работать бесконтрольно, не платя налоги и не неся какой-либо юридической ответственности
Сегодня общая налоговая нагрузка на БК составляет более 80%. Это приводит к вытеснению законопослушных предприятий в теневую зону экономики и использованию ими схем сокрытия дохода от налогообложения.
Дальнейшее ужесточение законодательства может привести к полному переводу БК к криминальным и полукриминальным методам работы. Это уже произошло в Кыргызстане.
Кому выгоден подобный исход? Инициатором закона выступило Министерство культуры и спорта. Оно же является держателем Центра учета ставок (ЦУС). Формально его цель обеспечить уполномоченные госорганы полной информацией о денежных операциях между букмекерскими конторами и их клиентами, а также реализовать механизм ограничения игроманов от участия в пари.
Тем же законом устанавливается обязанность букмекерских контор принимать ставки на спортивные события с обеспечением прозрачности в исходе события и прав клиентов.
Таким образом, министерство дублирует функции комитета госдоходов минфина РК. В будущем не исключен переход этого центра в частные руки, которые создадут могущественную букмекерскую монополию и фактически подомнут под себя всю отрасль.
Опять же, под благовидным прикрытием «борьбы с игроманией». Или под любым другим: придумать не сложно, были бы желание и возможность.