Брутализм в архитектуре — дело спорное. Кому-то он по душе, кого-то от наследия прошлого воротит. А вот у фотографа Алекса Шёлчера подобные строения вызывают живой интерес…
…ради чего он и прокатился по странам бывшего СССР, дабы запечатлеть строения, заглянуть внутрь и узнать о быте тех, кто живет в этих домах.
Сам Алекс объясняет свой интерес к фотографии «запутанным» воспитанием. Под «запутанным» он подразумевает, что его мама иранка, а отец француз. А еще папа Алекса был геологом, и мальчик с детства кочевал между Нигерией, Сирией, Голландией и Великобританией.
«Я тот, кто считается ребенком множества культур», — говорит он о себе. Ведь годы своего взросления он провел среди самых различных стран со своими правилами, обычаями и культурой.
С уважением и интересом Алекс путешествовал по миру, повсюду делая множество портретов. Он экспериментировал с различными композициями и пробовал разные форматы.
Проработав ассистентом архитектурного фотографа, в свою работу он включил элементы и этой практики. Хотя, как он признает, «с постоянным ощущением синдрома самозванца».
Принимая во внимание эти элементы архитектуры и портрета, Алекс представляет нам свою последнюю серию «Бетонные граждане». Это документальный сериал создавался два года и запечатлел жителей культовых брутальных зданий советской эпохи в Грузии, Казахстане, Кыргызстане и Молдове.
Во время поездки в Тбилиси в гости к другу он впервые посетил Платон Нуцубидзе — монументальное сооружение из трех башен, соединенных тремя мостами.
Сделав пару ничем не примечательных кадров, его друг предложил постучать в одну из квартир, чтобы сфотографироваться с их балкона. Для Алекса, который годами подходил к незнакомцам на улицах (в большинстве своем безрезультатно), эта идея казалась абсурдной. Он сомневался, что кто-то захочет, чтобы они с другом находились в чужом личном пространстве.
Но, к его удивлению, через несколько минут Алекс и его друг получили доступ в дом, где хозяева оказались вполне дружелюбными.
«Это был момент, когда я осознал, что наиболее привлекательным аспектом этих старых бруталистских зданий были истории за пределами их бетонных фасадов».
Придавая этим строениям человеческое лицо, Алекс хотел увидеть снимки тех, кто живет внутри этих архитектурных чудес.
В поисках самых интересных построек после Грузии он отправился в Алматы и Бишкек. Добившись там успеха, он посетил башню Романицу в Кишиневе, завершив свой трип, знакомясь с теми уголками мира, о которых он раньше мало что знал.