Нур-Султан
Сейчас
1
Завтра
-1
USD
433
+1.72
EUR
507
+1.07
RUB
5.45
-0.06

Не каждого казаха можно застать врасплох шуткой — традиция Сөз қағыстыру

285
фото: neweurasia.net

В народе говорят: «Өлең – көңілдің кілті» (Стихи, песня – ключ к настроению). Поэтому приезд в аул акынов был очень важным и радостным событием. Их принимали как самых дорогих гостей. И если акын собирался в дорогу, его частенько просили остаться еще на несколько дней. Так и задерживались они на долгое-долгое время.

Каждый вечер в большой юрте или на поляне возле аула расстилали ковры, собирался народ, и за обильным дастарханом начиналось действо. Несколько дней подряд акыны исполняли богатырские сказания, певцы один за другим пели песни как свои, так и сочиненные другими авторами.

Если в эти дни рождался ребенок, дорогих гостей просили дать имя новорожденному. Или же малыша называли в честь гостя-акына, что считалось хорошим предзнаменованием.

Высший класс импровизации

Не обходилось и без айтысов — своеобразного состязания акынов. Но наиболее ценным для слушателей было стать свидетелями Сөз қағыстыру (поддеть друг друга стихами). Это была своеобразная дуэль, проверка на находчивость и острословие. Сөз қағыстыру – очень краткое состязание стихами.

Зачем при обращении к Богу казахи надевают на шею веревку — традиция Бұршақ салу

Один из акынов мог поддеть соперника коротким стихотворением, а другой для поддержания своего имиджа должен был мгновенно отреагировать. Такие неповторимые моменты, требующие от акынов высокого мастерства импровизации, для слушателей были особенно дороги.

Сөз қағыстыру всегда ждали, так как это было весело и доставляло всем большое удовольствие. Наибольшей похвалы удостаивался тот, кто подхватывал строчку и заканчивал своей рифмой, не ожидая, когда закончит свой стих соперник.  Самые удачные Сөз қағыстыру молниеносно распространялись по всей степи, увеличивая славу акынов.

Известные Сөз қағыстыру

Среди казахских акынов вряд ли можно найти тех, кто не участвовал в Сөз қағыстыру.

Акын Мадели Жусипходжаулы (1816-1888 гг.) часто подшучивал над младшим по возрасту Майлы Сұлтанходжаулы (1835-1898 гг.). Однажды предметом Сөз қағыстыру стала домбра акына Майлы:

Майлы ақын, қолыңдағы домбыра ма,
Жөндеп айт өлеңіңді болбырама.
Аулақ жайға апарып сындырсайшы,
Адамды бұл қу ағаш оңдыра ма?

Акын Майлы, что в руке у тебя, неужели домбра?
Ответь мне быстро, если тебе поможет она.
Или брось, не мучай ни ее, ни себя,
Что может деревяшка сделать, чтоб прославить тебя?

На вызов Мадели акын Майлыходжа ответил такими словами:

Еш пенде бұл дүниеге болмас тұтқа,
Елден дәулет қашарда көшер жұтқа.
Ілгеріден қап жүрген нақыл сөз бар:
«Арты ашылған күледі жалаң бұтқа»

Никто не удержится в этом мире навсегда,
Джут приходит, уходит счастье тогда.
Есть поговорка старинная для тебя:
«Упавший смеется над споткнувшимся всегда».

Фетиш Великой степи, или почему казахи ценят в женщинах длинные косы

Однажды акын Кулыншақ Кемельулы (1840-1911 гг.) решил поддеть акына Майлыходжу, который был старше его:

Майлы, Майлы дегенмен Май болмадың,
Жұрттан алып жегенмен бай болмадың? –

Твое имя Майлы, что означает «масло», но не наел ты себе бока.
Сколько бы ни заработал, тебе не пошло это впрок.

Не успел он завершить вторую строку, как акын Майлыходжа с ходу подхватил и завершил куплет, начатый Кулыншаком, чье имя означает «жеребенок»:

Сен Құлыншақ болғалы талай болды,
Иә құлын, иә жабағы, тай болмадың, – депті.

Да и тебя уж сколько лет зовут жеребенком,
А ты все тот же — не стал ни конем, ни даже стригунком.
(Смысловой перевод стихов автора статьи).

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter