В многовекторном курсе нашей страны европейское направление – одно из важных внешнеполитических приоритетов, уверены казахстанские ученые.
Директор Центра Германских исследований, профессор кафедры международных отношений и мировой экономики КазНУ им. аль-Фараби, доктор исторических наук Мара Губайдуллина и директор ЦАИ «Альтернатива», политолог Андрей Чеботарев подробно изучили тему европейской стратегии в нашем регионе.
Центрально-азиатские государства и Казахстан расположенны в центре Евразии, на стыке двух континентов.
Андрей Чеботарев пишет, что общая территория, или геополитическое пространство нашего региона, стали центром притяжения различных процессов, происходящих в современной Европе и Азии.
— Геополитика Срединной Евразии предопределила историческую судьбу многих народов, издавна здесь проживавших. Азиатское и европейское начало присутствует в государственном строе, политических и общественных системах и культурно-цивилизационной ментальности, формировавшейся на протяжении веков.
Вековые традиции торговых обменов на известном Великом Шелковом пути заложили основу современной международной торговли и транспортной логистики.
Территория между двумя континентами издавна выступала звеном последовательной цепи тесных политических, военных, культурных, духовных, экономических и иных контактов в истории многих народов
И сегодня Центральная Азия выступает своеобразным передаточным мостом между Европой и Азией.
Эксперт говорит, что к началу XXI столетия республики ЦА и Казахстан прочно вошли во внешнеполитическую сферу ведущих мировых игроков, в том числе Европейского Союза.
— С того времени, как государства ЦА приобрели независимость, Европейский Союз выразил солидарность с народами этого региона, незамедлительно предоставил гуманитарную помощь и новые модели преобразования экономики, содействовал осуществлению реформы приватизации и реструктурирования промышленности и банков.
Официальная картина региона Центральной Азии представлена сегодня в официальных европейских СМИ как смешение угроз и «вынужденного» интереса.
Центральная Азия — это авторитарные правители, колоссальные запасы нефти и газа, исламисты, межэтнические конфликты, наркотрафик, торговля оружием и значительные энергетические ресурсы
Европейские эксперты признают, что нефть и газ Казахстана, Туркмении и Узбекистана, их золотые запасы, а также водные ресурсы Таджикистана и Кыргызстана, остаются двигателем экономического становления, внутреннего развития новых государств и их участия в ресурсной «игре» с внешними акторами.
Значение Центральной Азии для ЕС выросло одновременно с планами создания трансконтинентальной транспортной инфраструктуры, связывающей Европу, Россию и Китай.
При этом Европа, сталкиваясь с новыми проблемами вследствие нелегальной иммиграции, новых путей наркотрафика и других угроз безопасности, стремится решать их совместными усилиями со странами ЦА.
Европейский Союз в XXI веке – признанный экономический тяжеловес, второй после США, стал влиятельной мировой силой.
Процесс очередного двойного расширения ЕС на Восток в 2004 и 2007 годах значительно сократил географическое расстояние с Центральной Азией, считает Мара Губайдуллина.
— Теперь ЕС и ЦА отдаляет менее одной тысячи километров с учетом вхождения в сферу прямого влияния стран Восточного Партнерства (Украина, Закавказье).
Поэтому значение фактора близости и факта «приближения» Центральной Азии и прежде всего Казахстана к новой Восточной Европе выросло как в географическом, так в политическом и экономическом плане.
«Сближение» позиций ЕС и ЦА предопределено необходимостью межрегионального взаимодействия в сфере экономики, а также в политике и безопасности.
Более тесные контакты с Европейским Союзом обусловлены серьезной аргументацией государств Центральной Азии: продвижение в мире торгово-экономических интересов, реформирование и модернизация политической и экономической системы, самоутверждение ЦА в международном сообществе.
В целом взаимные интересы приобретают выраженную политическую мотивацию
— Политику ЕС по отношению к Центральной Азии я бы определила как либеральный прагматизм, — говорит профессор Губайдуллина. — ЕС склонен к либеральному пути вхождения в регион, его политика предпочитает инструменты «мягкого» проникновения.
По словам эксперта, среди таких инструментов программы развития, поддержки и даже помощи. Которые нацелены на системные реформы и модернизацию каждой из республик ЦА.
Принимая во внимание географическую близость республик ЦА к неспокойной рисковой зоне Востока, стоит общая проблема по блокированию наркотрафика и путей по распространению организованной преступности и международного терроризма, исламского экстремизма, которые идут из Афганистана, Пакистана, Ирана через ЦА в Европу.
Эта проблема напрямую зависит от совместных решений в сфере нелегальной миграции, борьбы с организованной преступностью, торговле людьми, наркотиками и оружием, от модернизации управления границами и т. д.
В последние годы отягощающим фактором выступает проблема неурегулированности политической и социальной ситуации на арабском Востоке и в Турции.
Географическая отдаленность неспокойного региона в эпоху глобализации не может оградить сопредельные регионы от дестабилизирующих факторов, в частности, от проникновения беспорядков и давления на существующие режимы
Внешние игроки разыгрывают карту новой геополитической игры вокруг ресурсов региона ЦА и сферы безопасности.
В экономическом плане Казахстан выступает крупнейшим торговым партнером ЕС в Центральной Азии. Причина тому — экономический потенциал Казахстана сегодня. По объему ВВП РК занимает 23 место среди 46 европейских стран, отмечают эксперты.
ЕС продолжает содействовать другим странам Центральной Азии в их усилиях по вступлению в ВТО.
— Для Европы важно обеспечение доступа ЦА к мировым рынкам в рамках ВТО. Новизна включает обязательства по соблюдению правовых принципов в экономических и торговых отношениях, которые действуют в ЕС. А также в сближении регулятивных норм в экономических секторах.
Наиболее показательна в этом смысле динамика торгово-экономических отношений между ЕС и Казахстаном.
Евросоюз относится к числу крупнейших торгово-экономических партнеров стран Центральной Азии, общими основными барьерами привлечения в их экономику евроинвестиций являются низкая вовлеченность в мировую торговлю, низкий уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры и высокий уровень коррупции.
Сами же центральноазиатские республики настроены на получение больших инвестиций, но не политических указаний со стороны стран Европы. При всем этом еще остается немало возможностей для усиления торговых и экономических связей, считает политолог Андрей Чеботарев.
Продолжение следует