Село в упадке, и с этим надо что-то делать. Предшествующие меры результатов не дали: цены растут, собственное производство — почти нет. Нужны срочные реформы всего агропрома. Особенно это актуально в условиях ожидания очередной волны пандемии.
Об этом группа депутатов мажилиса пишет в запросе на имя премьер-министра Аскара Мамина.
Сначала депутаты упомянули, что многим программам развития присущи различные программы и просчеты. Необходимо учесть их при планировании Национального проекта по развитию АПК на пять лет.
Как поднять сельское хозяйство Казахстана в ближайшие 20 лет?
Подписанты внесли целый ряд предложений, причем утверждая, что при их подготовке учитывалось мнение непосредственно сельчан.
— Во-первых, принципиально важно признать
ошибочность ориентира сельского хозяйства только на крупные земледельческие агроформирования,
— утверждают депутаты.
Несмотря на «баснословное финансовое вливание государства», ожидаемого эффекта эти корпорации не дали. Продукция недостаточна ни по объему, ни по качеству. Мало того, эти же формирования стали препятствием на пути развития малого и среднего бизнеса на селе.
Особо депутаты подчеркнули, что
вливание денег такими методами «спровоцировало люмпенизацию и отток населения из сел». А в городах эти люди пополнили социальную базу протестного движения
— Государство вправе серьезно спросить с этих субъектов, а также банков, связанными с ними залоговыми обязательствами в виде неустоек и штрафов, за варварское отношение к земельным угодьям, их деградацию, исключение из оборота сотен тысяч гектаров пашен и пастбищ. Изъять и передать земли сельчанам для развития крестьянских хозяйств, сельских кооперативов, как требует глава государства, — считают авторы.
Во-вторых, нужно менять формы и методы сельской кооперации.
— «Якорная» кооперация, на наш взгляд, не отвечает целям движения, противоречит рыночному принципу свободы выбора в конкурентной среде, является очередной попыткой сохранения привилегий для крупного бизнеса, вассализации сельского населения. Проверенная мировая практика — это
движение от массового развития индивидуального предпринимательства к добровольному объединению их на основе общности интересов
В-третьих, в мире ожидается новая волна коронавируса и карантинных мер. Возможно, коснется это и Казахстана. И поскольку карантин «блокирует» движение товаров, а мы сильно зависим от импорта,
необходимо вырабатывать механизм формирования государственного резерва
В первую очередь это касается продуктов питания.
Почему казахстанские фермеры «по уши» в долгах и есть ли выход? — экономисты
— В сегодняшней ситуации это надо рассматривать как упреждение возможных голодных бунтов. Наши предложения по этому вопросу, к сожалению, были отвергнуты правительством, — считают депутаты.
В-четвертых, нынешние методы сдерживания цен «путем директив сверху» предложили признать малоэффективными. Подписанты утверждают, что
они завершаются новым всплеском цен
— Только реанимация отечественного сельского хозяйства, интенсивное развитие производства собственной сельхозпродукции и повышение ее конкурентоспособности могут решить поставленную задачу, — говорится в запросе.
В-пятых, депутаты заявили, что не дал ожидаемых результатов и «авральный перевод всех сельских подворий в категорию МСБ». Разве что в статистике самозанятых записали в предприниматели.
— Они могут и должны стать реальными объектами МСБ
лишь при принятии эффективных мер государственной поддержки,
— говорится в запросе.
Например, предоставление пастбищ, субсидий, льготных кредитов банков.
— Это путь и к выполнению поручения главы государства
о доведении занятых в МСБ до 4 млн человек, в том числе путем закрепления и возвращения молодежи в село,
увеличению доли ВВП до 35% за пятилетку, — считают мажилисмены.
В-шестых, авторы предложили снова вернуться к решению проблем дачных кооперативов.
— Дачи следует рассматривать как школу приобщения к сельскому труду молодежи,
реальной конкуренцией завозной продукции и по цене, и по качеству,
формой самообеспечения качественными продуктами земледелия большого числа людей, что очень важно в ожидании второй волны короновируса, — пишут депутаты.
Проблемы с поставками продовольствия в Алматы и Нур-Султане — первый эффект карантина
В-седьмых, в стране катастрофически не хватает плодоовощных баз. И поскольку собственной продукции мало, то не строят и новые базы.
— В столице требованиям времени отвечает лишь один объект. Остальные ангары, построенные на средства бюджета, а затем переданные в частные руки, не приспособлены для хранения продукции от урожая до урожая, не могут влиять на цены и обеспечение продукцией в зимне-весенний период, — резюмировали авторы.