Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
449
-1.43
EUR
484
-3.48
RUB
4.86
0.00

Айдос Сарым: Отмена смертной казни – это культурно-цивилизационный выбор Казахстана

120

Президент РК Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении на общеполитических прениях 75-й юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН 23 сентября 2020 года озвучил решение о присоединении ко Второму факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленному на отмену смертной казни. Свое мнение о значении этого шага высказал в беседе с корреспондентом МИА «Казинформ» известный политолог, член Национального совета общественного доверия при Президенте РК Айдос Сарым.

–В Казахстане с 2003 года действует мораторий на применение смертной казни. Почему стало необходимым присоединение к Протоколу?

– Давайте поставим вопрос по-другому: а что мешало Казахстану присоединиться к протоколу до сих пор? На мой взгляд, ничего не мешало! Не было и нет, слава Богу, ситуации, которая требовала бы военно-полевых судов, расстрелов через каждого десятого. Зато была и есть еще инерция прежнего сознания, назовите его как угодно – советского, постсоветского, тоталитарного, – которое давило и плющило не только политико-правовое поле, но и бытовое, общественное коллективное бессознательное.

Очень много людей в нашей стране, в том числе в госаппарате, в силовых структурах, живут в плену иллюзии, что смертная казнь может сдержать какие-то виды особо опасных преступлений, демотивировать потенциальных преступников от совершения задуманного. Есть еще более архаический пласт сознания, который восходит к древнейшему юридическому принципу «кровь за кровь», попросту говоря, мщению, вендетте. И, поверьте, эти пласты сознания, вообще всю эту архаику выветривать очень и очень сложно.

Можно вспомнить, например, Уинстона Черчилля, который в молодости был сторонником смертной казни, утверждал: мол, если все делать правильно, казнь через повешение – это абсолютно безболезненно, а уже в зрелом возрасте выдал классическую фразу: «Если убить убийцу, количество убийц не изменится». Но к этому тоже надо прийти, пройти через личное участие в войне, через принятие на себя тяжелого бремени ответственности за судьбы и жизни других. Но это общие, более гуманитарные рассуждения.

Если же говорить про сегодняшний день, про нашу реальность, то можно назвать несколько причин или даже группы причин, по которым Казахстан — как страна, общество — должен был присоединиться к этому Протоколу. Если все укрупнить, то можно назвать два блока причин.

Первое. Как и любое государство фронтира и пограничья цивилизаций, мы, по природе этой самой пограничности, особо подвержены архаизации и постоянно вынуждены делать те или иные выборы. Откровенно говоря, делая выбор в пользу отмены смертной казни, мы делаем выбор в пользу участия в элитном клубе цивилизованных, современных стран, которые делают выбор в пользу человека, абсолютной ценности человеческой жизни, человеческого капитала. Понятно, что действительность и декларации все еще имеют и будут какое-то время иметь серьезный зазор, но именно с таких очень больших и знаковых ходов начинается длинный путь, по которому всем нам предстоит пройти. Вспомним хотя бы то, как пандемия очень серьезно повысила цену человеческой жизни, а также то, во что обошлись для некоторых стран попытки игнорировать коронавирус! Так что отмена смертной казни – это культурно-цивилизационный выбор, если хотите, геостратегический выбор. Просто посмотрите списки стран, где есть смертная казнь, и где ее нет. Много станет понятно само собой.

– А второй блок причин?

– Отмена смертной казни – это важнейший принцип, изменение парадигм в политико-правовой сфере. Я как-то говорил, что, по своей значимости, такие шаги сопоставимы с принятием степной Конституции «Жеті жарғы», которая отменила принцип кровной мести и ввела разные новые юридические категории вроде штрафов, прощения, примирения сторон. Бывают вроде бы относительно «простые» решения, которые потом самораспаковываются и дают целые веера последствий и новых судьбоносных решений.

Отмена смертной казни – это символическое решение, поскольку де-факто Казахстан уже давно не применяет смертную казнь. Но это такое решение, которое повлечет за собой серьезный пересмотр Уголовного и Уголовно-процессуальных кодексов, правоприменительных документов. Мы много говорим сегодня о реформе судебно-правовой системы, говорим о цене судебных ошибок.

Вот представьте, что реализуемая смертная казнь – эта та категория, которая делает невозможной исправление ошибок. Если допустить, что ошиблись прокуроры, полицейские, суд, присяжные и назначили расстрел человеку, а потом выяснится, что человек был невиновен, открылись новые обстоятельства! Получится, что мы делаем десяток человек убийцами! И это уже будет не исправить ни оправданием, ни компенсациями, ни новыми посадками провинившихся.

Еще раз: отмена смертной казни – это всё про приоритет человека, его прав, свобод и самое главное – жизни, уникальность и самоценность каждый человеческой жизни. Если в стране приходится объяснять кому-то всё это, то можно диагностировать, что в этой стране не все хорошо либо она переживает очень непростой период своей истории.

– Насколько целесообразна отмена смертной казни в контексте возможной активизации в мире и в нашем регионе экстремистской и террористической деятельности?

– Если говорить про экстремизм и терроризм, то что такое смертная казнь для шахида? Вот взять условного террориста, который мечтает взорвать себя и других, чтобы попасть в рай, чтобы наслаждаться несколькими десятками райских девственниц: чем мы его можем напугать? Расстрелом? Да, быть может, он и мечтает об этом! Мы ведь вышли из Российской Империи, которая имела огромный опыт всевозможных экстремизмов и терроризмов и не менее брутальные методы борьбы с ними. Давайте учить историю, учить матчасть: никогда смертная казнь не пугала эту категорию лиц. Смерть для них была манифестацией, трибуной, личной Голгофой, которая только укрепляла самомотивацию других террористов, создавала вокруг них ореол мучеников, привлекала новых экзальтированных сторонников, увеличивала и сплачивала ряды. Если уж мы говорим про заслуженное наказание, то пожизненное заключение в специальной тюрьме — это более страшное и суровое наказание, чем расстрел или смертельная инъекция. – Спасибо за беседу.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter