На популярном сайте онлайн-петиций citizengo.org появилось обращение родителей казахстанских школьников к президенту Касым-Жомарту Токаеву и министру образования и науки Асхату Аймагамбетову.
Авторы петиции требуют обеспечить детям возможность учиться традиционным образом.
«Мы, родители казахстанских детей, настаиваем на том, чтобы право наших детей на среднее образование, закрепленное 30 статьей Конституции РК, было обеспечено в полном объеме — по всем без исключения дисциплинам при непосредственном, личном участии профессиональных педагогов, —
сказано в обращении. —
Школьное образование должно быть очным, живым и натуральным, оно не должно быть заменено цифровым суррогатом
Цифровые технологии могут быть использованы лишь как дополнительные методики, в строго ограниченном утвержденными регламентами объеме и только на добровольной основе.
Право на образование закреплено в статье 26 Всеобщей декларации прав человека, в статьях 13 и 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, статьях 28 и 29 Конвенции о правах ребенка, статье 15 Закона «О правах ребенка в Республике Казахстан». Среднее образование не должно профанироваться, оно не должно быть номинальным и автоматизированным.
Сегодня прямо на наших глазах цифровые технологии окончательно разрушают традиционную школу. Уровень знаний тех детей, кому родители не нанимают репетиторов, работающих с учащимися лично, стремительно падает.
Дети лишены коммуникации, их вынуждают взаимодействовать не с живыми людьми, а с бездушной машиной
Мы видим, что личное человеческое обучение становится привилегией только хорошо обеспеченных семей, а тем, кто не в состоянии платить, предлагают довольствоваться пустышкой. Мы пришли к выводу, что такое положение породит малообразованное поколение, не способное строить процветающее государство, что недопустимо для нашей страны.
Режим чрезвычайного положения заставил наших детей, учителей и родителей участвовать в жестком эксперименте по дистанционному взаимодействию учащихся с неким набором образовательных ресурсов по самообразованию.
Два месяца первого локдауна и начало нового учебного года 2020-2021 показывают, что несмотря на то, что некоторые чиновники пытаются преподнести дистанционное обучение как новаторские технологии, развивающие творческие способности школьников и приучающие их к самодисциплине, в действительности же не имеют под собой реальной основы.
Дистанционное обучение продемонстрировало ряд дефектов, угрожающих умственному и личностному развитию детей, их здоровью и психическому благополучию
Дистанционные уроки не обеспечивают раскрытия всей полноты учебного материала и его усвоения. Видеоконференции сложны для восприятия информации: детям трудно сохранять концентрацию более пяти–семи минут подряд. Фрагменты, которые учащимся удается уловить из объяснений учителей, не складываются в целостную картину. По факту, предоставленные сами себе дети теряют мотивацию и интерес к учебе, они растеряны и угнетены. Уровень эффективности дистанционных занятий стремится к нулю. Дети, по долгу учебы по шесть часов прикованные к экранам, жалуются на боль в глазах, шее и спине, общее недомогание и быструю утомляемость.
Для учащихся начальной и средней школы при дистанционном формате необходимо непосредственное участие в процессе обучения одного из взрослых, который в состоянии объяснить и «перевести» требования учителя и полученные задания. Таким образом,
МОН ставит граждан в ситуацию, когда один из родителей должен бросить работу и заниматься с ребенком. И это в период тотального спада деловой активности, массовых увольнений и стремительного повышения уровня безработицы!
Кроме того, далеко не в каждой семье есть взрослый с педагогическим образованием, умеющий и способный заменить учителя – быть терпимым, терпеливым и правильно давать объяснения по учебному материалу.
Очевидно, что школы не готовы к переходу в онлайн, программы дистанционного обучения не отстроены и не протестированы. В большинстве случаев процесс обучения — это кинутые в родительские чаты или электронные дневники номера параграфов и заданий, которые надо освоить самостоятельно ученику или родителю с последующим объяснением ребенку. Прежде чем объявлять всеобщий переход на дистанционное обучение необходимо проанализировать потребности и возможности отдельно взятых школ, классов, семей. И индивидуально подойти к смене формата обучения.
Министерство образование поставило в безвыходную ситуацию детей и родителей –
родители, даже преданно любя ребенка, не имеют компетенций учителя, а дети не могут отделить родителя от его роли «учителя» во время урока.
В итоге по окончанию учебного дня, имеется раздраженный родитель, который не смог донести материал до ребенка, и издерганный ребенок, не понимающий, что от него требуют. В состоянии стресса и нервного истощения находятся уже не только вовлеченные в процесс обучения ребенок и родитель, но и все остальные члены семьи! И это, не принимая во внимание тот факт, что у многих в семье несколько учеников, где стрессовые ситуации возрастают в геометрической прогрессии.
Даже если будет разработана супер-платформа, позволяющая без ошибок и сбоев подключаться всем школьникам одновременно и абсолютно безопасная, это не решит основную проблему – учебный материал, созданный для традиционного обучения, невозможно донести до ученика в онлайн формате, так как учитель должен видеть реакцию ученика, чувствовать и понимать уровень усвоения материала.
Немаловажным фактом является, то что ученики учатся быть ответственными членами общества, ориентироваться в обществе, налаживать социальные контакты с ровесниками и взрослыми.
Дистанционный формат лишает детей не только образования, но и социализации
Множество различных исследований указывают на опасность длительного использования детьми смартфонов, компьютеров и прочих цифровых устройств:
От сервиса Zoom отказались SpaceX и НАСА со ссылкой на отсутствие конфиденциальности этой платформы, что подтверждается уже имеющимися случаями в Казахстане, когда в процессе урока подключаются сторонние люди со злыми умыслами, демонстрирующие аморальное поведение и отправляющие небезопасные ссылки детям.
Недопустимо насаждать непроверенные и очевидно опасные технологии в школах.
Профессор Рассел Винер, президент Королевского колледжа педиатрии и здоровья детей и член правительственной консультативной группы Sage, сообщил итоги нового исследования, проведённого в школах Великобритании. По его словам, оно подтверждает, что «существует очень мало доказательств того, что вирус передается в школах». Как отмечено в публикации The Times, это одно из крупнейших подобных исследований в мире, оно охватило 100 британских школ, были протестированы около 20 тыс. учеников и учителей.
Профессор Винер считает, что полное открытие школ «необходимо». Он предупреждает, что дети потеряли дружбу, пропустили месяцы уроков и «будут страдать от долгосрочных социальных, умственных и академических проблем, если школы останутся закрытыми». В частности, для подростков оторванность от сверстников плохо сказывается на их развитии, считает профессор.
В настоящий момент эпидемиологическая ситуация в стране нормализована, разрешена работа многих организаций с массовым посещением: торгово-развлекательные центры, торговые дома, фитнес-центры, сауны, религиозные объекты. Работают в штатном режиме частные школы, где также были проведены и общешкольные линейки 1 сентября.
Что может обеспечить частная школа, что не по силам МОН в государственных школах?? Создается впечатление, что чиновники на местах намеренно скрывают тотальный провал эксперимента над детьми и школьном образовании, рапортуя об успехах, а высшие эшелоны власти игнорируют обращения родителей и учителей.
Мы, родители казахстанских детей, категорически против электронной формы обучения.
Мы считаем систему электронного образования в нынешнем его формате опасной для наших детей — для их здоровья, психики, интеллекта, социальной адаптации и мировосприятия
Идет процесс разрушения и вырождения нации!
Мы требуем:
1. Обеспечить казахстанским детям возможность получать бесплатное традиционное образование с посещением школы, где будут организованы занятия с личным физическим присутствием в классных комнатах педагогов-людей, которые будут непосредственно обучать детей.
2. Исключить любые эксперименты над образовательным процессом наших детей без согласования с родителями и законными опекунами
3. Срочно организовывать независимую научную экспертизу для оценки безопасности современных цифровых технологий в образовании, обеспечить публичный доступ к методам проведения экспертизы и ее результатам.
4. Обеспечить добровольность перехода учеников, учебных классов и образовательных организаций из традиционного формата обучения в электронный
5. Разработать расширенные СанПиНы для дистанционного цифрового обучения, которые нормативно сведут к минимуму возможные риски.
6. Обеспечить общественный контроль над технологиями электронного обучения школьников
7. Разработать стратегию охраны здоровья обучающихся в цифровом формате.
8. Организовать «круглые столы», публичные слушания, обсуждения по инициативам Министерства образования и науки РК по узакониванию дистанционного обучения. Обеспечить широкое привлечение родительской общественности и экспертного сообщества к обсуждению».