Чтобы справиться с распространением коронавирусной инфекции в Казахстане, власти не помешало бы более критично относиться к собственным действиям. Об этом в интервью ia-centr.ru говорит руководитель центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова.
— Сейчас в Казахстане наблюдается рост числа заболевших, ситуация в стране за последние дни вышла уже на уровень обсуждения международных СМИ. Казахстанцы воспринимают происходящее и новый «локдаун» тяжело, и дело в том числе в психологическом состоянии – паника в соцсетях, очереди в аптеках, скупка лекарств. Что сейчас нужно сделать власти, чтобы успокоить население?
— Аналитикам несложно судить о положении в стране, хотя информация поступает очень разноречивая. С назначением нового министра здравоохранения данные о ситуации, которая складывается в связи с распространением заболевания, стала более упорядоченной, а поток информации более централизованным. Мы понимаем, на чем основывается статистика и каким образом формируется информационное сообщение со стороны власти. Однако это лишь одна сторона современного положения.
Если обратиться к статистике, складывается ощущение, что
очень много внимания изначально уделялось противоречивым рекомендациям ВОЗ. При этом сами власти в Казахстане не сформировали собственного представления о пандемии,
такого алгоритма действий для населения и медицинских учреждений, которые бы соответствовали реалиям Казахстана.
Я считаю, что если бы на момент, когда был введен первый карантин, властями проводилась аналитическая работа, оценка возможных рисков и потенциальных сценариев (актуальных в весенний период), сейчас не случился бы коллапс: паника среди населения и недостаток лекарственных средств в аптеках.
В выступлениях вице-министра и министра здравоохранения РК даже при анализе причин создавшегося дефицита лекарственных средств называются такие причины, как спекуляция, скупка населением парацетамола, а не других препаратов. Даже с этой точки зрения
они не желают признавать собственных ошибок, ищут виноватых вне системы, что может привести к негативным последствиям
Властям необходимо глубоко проанализировать сложившуюся ситуацию, самокритично посмотреть на свои действия, оценить те алгоритмы, которые они предложили населению, выделяя пробелы и ненужные действия, приведшие ситуацию в стране к плачевному состоянию.
Необязательно данную информацию сообщать населению, но аналитики через действия представителей власти и поступательную политику по преодолению распространения COVID-19 смогли бы уже оценивать и прогнозировать будущее развитие событий. Важно учитывать, как власти повлияли на санитарно-эпидемиологическую ситуацию в государстве.
— В казахстанских СМИ сегодня больше говорят о том, что в сложившейся патовой ситуации с вирусом виноваты две стороны – и власти, и само население. Как вы оцениваете этот вопрос — и с высоты уже первого пройденного Казахстаном карантина, и ослабления мер, и новых ограничений? Когда все пошло не так?
— В целом обвинения справедливы –
население также виновато в сложившейся ситуации
Часть казахстанцев достаточно серьезно относится к карантинным мероприятиям, оценивает риски и угрозы своему здоровью и здоровью своих близких достаточно осмысленно. Однако есть и другая часть населения, в том числе и неинформированная.
С другой стороны, в условиях эпидемии, которые требуют определенной мобилизации сил и ресурсов,
стало четко видно, насколько не организован управленческий аппарат
Должен существовать определенный алгоритм или шаблон, в соответствии с которым властям следует поступать в подобных ситуациях.
Наш центр исследовал, почему события в Казахстане развивались таким образом. Во время первой волны коронавируса, когда заражение пришло из Европы, первая мощная информационная волна и действия властей были достаточно синхронизированы с общемировой практикой борьбы против коронавирусной инфекции. По версии нашего центра, ситуация изменилась, когда были внесены изменения в протокол и появилось понятие «бессимптомных».
Нужно понимать, что
изначально население пугали очень сильно – «болезнь смертельна!» А затем появилась информация, что у значительной части населения болезнь протекает достаточно легко
и можно не замечать ее проявлений. То есть у заболевания появились разные стороны, перестало существовать представление о достаточной смертоносности. Непродуманная идея внесения такого понятия без объяснения его значения спровоцировала на первом этапе очереди за тестированием.
Опять же, когда вышел новый протокол, было объявлено, что можно сбивать температуру с помощью парацетамола или же использовать его в профилактических целях. Не было упоминаний других препаратов, уточнений, что допустимо использование парацетамолосодержащих препаратов или жаропонижающих.
И сегодня мы читаем в интервью представителей Министерства здравоохранения:
«Как удивительно, что люди не понимают, что существуют и иные лекарства, кроме парацетамола!». Однако они сами создали это представление,
что в данной страшной ситуации температуру можно сбить только парацетамолом. Тогда стали возникать очереди в аптеки.
— Не все казахстанцы одинаково реагируют не только на карантинные меры, но и само заболевание – коронавирусную инфекцию. Довольно большая часть населения не верит в инфекцию и объясняет ситуацию по-разному, в ход идут даже теории заговора. Однако есть известные люди, блогеры, звезды, которые эти идею продвигают – «распрыскивание отравляющих средств с вертолетов». Как вы к этому относитесь, должны ли знаменитости следить за своим информационным полем?
— Безусловно, скептиков, как и отрицающих много, причем не только в Казахстане, но и во всем мире, поэтому данное явление вполне нормально. Однако в последнее время распространялось очень много информации, что до 80% людей практически болеют бессимптомно или с невыраженными, неявными характеристиками болезни. Что это означает для населения? В его представлениях болезнь уже не такая страшная или ее вообще в принципе не существует – это своеобразная реакция протеста.
В случаях, когда на человека слишком давят, проявляется подобная реакция – полное отрицание опасности заболевания.
Даже лично я пусть и не пренебрегаю мерами предосторожности, но не хочу быть настолько манипулируемой, чтобы оставить все дела и сидеть дома
Поэтому не удивлюсь, что есть люди, которые даже толком не слышали про заболевание коронавирусной инфекцией.
Встречаются и достаточно не интеллектуальные выпады. Довольно популярные люди должны ощущать свою ответственность за то, насколько репрезентативно их мнение для групп. Они должны понимать, что абсолютно категорично отрицать угрозу не стоит, учитывая и множество смертельных случаев.
Как и любое общество, население Казахстана очень разное, с разным уровнем образования, культуры. Поэтому мы не отрицаем данной проблемы, но она достаточно объяснима.
— Как в принципе регулируется информирование населения сегодня, как это видят казахстанцы? Памятки, рекламы по ТВ или в соцсетях – есть ли такие механизмы и как они доходят до адресатов?
— По кабельному телевидению транслируется объявления о необходимости придерживаться карантинных мер – подобного рода сообщения постоянно транслируются на телеканалах. Объявление долгое время остается одной и той же формы, с тем же ведущим, то есть ничего не изменилось:
подача информации приелась населению настолько, что само сообщение люди уже не слышат. Оно не достигает своих целей, а его эффективность остается низкой
Что касается различных памяток, которые выставляют СМИ, важно отметить, что нет единого уважаемого и пользующегося доверием со стороны Министерства здравоохранения источника информации. Алгоритм того, как поступать в случае заболевания, до сих пор находится на стадии доработки/утверждения/совершенствования дизайна.
Распространяется очень некачественная и невнятная информация со стороны центральных органов
На уровне местных органов, помимо объявлений, распечатанных мелким шрифтом и размещенных в возможных местах массового скопления людей, ничего официально предупреждающего нет.
Боюсь, что
про внушительные штрафы (более 80 тыс. тенге) многие не знают. В ситуации есть риск коррупционных действий со стороны полиции,
что говорит о существовании некой противоэпидемиологической меры.
Я не устаю критиковать информационную политику – она противоречивая, нецентрализованная, визуально незаметная, малосодержательная и потому малоэффективная. Карантинные меры должны сопровождаться ростом информированности.
Важно, чтобы люди принимали правильные действия для сбережения своего здоровья – эта цель информационной политики до сих пор не достигнута. Поэтому главная проблема Казахстана заключается именно в ней.