В рейтинге Минздрава по борьбе с коронавирусом в Казахстане Нур-Султан занял предпоследнее место. Как столица, которая, казалось бы, должна подавать пример стране, вдруг так опустилась? При этом, судя по постам в соцсетях, карантин и коронавирус обострили старые проблемы города и создали новые.
Жители одного из районов столицы пригласили акима столицы Алтая Кульгинова на митинг «Против лжи». Впрочем, это всего лишь очередная попытка горожан достучаться до главы города.
«Алтай Кульгинов почти полгода делал вид, что протеста 8 жилых комплексов в Есильском районе не существует. Письма о том, что горожане против строительства жилых 18 многоэтажек возле школы-лицея №59 на углу улиц Кабанбай батыра и Сыганак, акимат игнорировал», — написано в обращении.
Суть проблемы – жители сразу 8 ЖК, расположенных рядом, выступают против строительства нового комплекса на свободном клочке земли. Они требуют построить там дворец школьников или разбить сквер. Обоснование инициативной группы – район и так перегружен жилыми комплексами, при этом имеется острый дефицит социальных объектов.
По их словам, Алтай Кульгинов отреагировал только после акций протеста… прислав своего заместителя. Чиновник много что пообещал, в том числе предоставить все документы по решению градосовета строить ЖК, но ничего не исполнил.
«Апофеозом лжи акимата Алтая Кульгинова стал ответ на письмо инициативной группы, направленный заместителем Управления архитектуры через систему EGOV, в котором сообщается, что
«18 марта 2020 года, на встрече представителей акимата, застройщика с представителями инициативной группы было принято решение о строительстве школы на 900 мест» ЭТО ЛОЖЬ!
Ничего подобного не было ни 18 мая, ни 18 марта, ни когда-то еще», – пишет инициативная группа.
Что касается новых проблем, то судя по соцсетям, помимо недостаточного обеспечения столичных аптек лекарствами, это резкий рост цены на продукты питания и не только.
«Уважаемый аким Кульгинов, а что происходит с ценами на мясо у нас в городе??? Кто мониторит цены??? Может пора вмешаться?!?!»
Пост вызвал довольно бурную реакцию астанчан. Жители отметили, что цены растут практически на все. И это несмотря на неоднократные высказывания акимата, что предпринимаются все меры по их сдерживанию. На редкие комментарии в стиле «причем здесь аким и мясо?» последовал ответ –
у хорошего хозяина в доме все под контролем
В представленном на заседании правительства докладе министра здравоохранения Алексея Цоя лучше всех противостоит COVID-19 Северо-Казахстанская область. Хуже всех — Атырауская. Но перед нефтяным регионом находится даже не Шымкент, где особая ситуация, а Нур-Султан.
На этот факт можно было бы смотреть сквозь пальцы — вирус не спрашивает, кого заразить — если бы не то обстоятельство. Именно из столицы в регионы поступают ценные указания о правильной борьбе со вспышкой коронавируса. Кто виноват, что мозговой центр страны проигрывает другим регионам в эффективности борьбы с COVID-19?
Политолог Рустам Бурнашев не рекомендует спускать на акимат всех собак.
— По количеству заболевших Нур-Султан занимает вторую позицию, но первую по количеству смертельных исходов. Я не врач, поэтому мои рассуждения о рейтинге эффективности борьбы регионов с COVID-19 в любом случае обывательские. Я бы не стал концентрировать свое внимание на том, что это город чиновников. И относиться к этому рейтингу регионов нужно как к усредненному. Это такой же город, как и остальные.
Можно, конечно, рассуждать, что высокая заболеваемость и смертность в городе чиновников свидетельствует о том, что и чиновников в столице лечат плохо
На самом же деле никто не знает, а может быть их хорошо лечат? Все зависит от лечебного учреждения и контингента, в нем пребывающего. И так можно оценить каждый регион.
— Вы не думаете, что всему причиной неэффективная исполнительная власть столицы, которой не помог даже президент под боком?
— Я бы не стал изображать из этого кошмар. Потому что эффективность работы того же акимата оценивается не только по показателям заболеваемости и смертности COVID-19. В конце концов, система подчинения во власти гораздо сложнее, чем кажется.
Кроме того, мы понимаем, что в этом городе много мигрантов, так как он привлекателен для внутренней миграции. Если это учитывать, картина по здравоохранению сразу становится негативной. Непонятно же, как приезжие прикрепляются к поликлиникам? Готовы ли поликлиники принимать такое количество прибывших? Зато мы знаем о проблемах с регистрацией. Так, к примеру, если человек находится в столице, а прикреплен в родной Караганде, значит, деньги за ним не пришли.
Для серьезных оценок эффективной работы местных властей нужен системный анализ
Когда мы занимаем позицию, что проблемы в основном возникают из-за стратегических ошибок власти, надо понимать, что поведение населения тоже влияет на усугубление проблем. И в каждом регионе своя поведенческая картина.
Политолог Эдуард Полетаев главной причиной плохих показателей по COVID-19 в столице называет компактность проживания и работы людей.
— Я бы для пущей объективности хотел взглянуть на эти самые 17 индикаторов. Но в целом можно отметить, что ситуация осложняется тем, что борьбой с коронавирусом занимаются все кому не лень. Начиная от Акорды и заканчивая населением, ищущим лекарства либо нарушающим карантинный режим. Поэтому оценить эффективность работы тех или иных структур власти в целом либо в регионах очень сложно.
И дело не только в том, что именно в столице живут и работают чиновники и в силу своих должностных обязанностей вынуждены контактировать друг с другом. Они ведь повседневную работу и решения принимают в своих кабинетах. Нур-Султан — город командированных людей.
Если внешняя граница Казахстана закрыта, то в столицу летают самолеты и ездят поезда. И кто-то привозит в город заразу, а кто-то увозит домой
Третья причина, на мой взгляд, в компактности города. Все официальные учреждения находятся на левом берегу, и социальные контакты там достаточно близкие. Достаточно в обед зайти в торговый центр «Керуен», обязательно можно встретить знакомое лицо. Так, во всяком случае, было раньше.
Скученность проживания и работы людей, общая система кондиционирования многих зданий тоже накладывают свой отпечаток.
Столичная компактность, безусловно, была сделана для удобства, но в период пандемии это стало отрицательным фактором
Не расселять же теперь чиновников по разным городам? Так что где-где, а в Нур-Султане нужно более тщательно следить за эпидобстановкой.
Надо признать, что в период ЧП по уровню жесткости карантина Нур-Султан и ВКО были впереди всех. Но, как мы видим, это не спасло. Все равно основные контакты идут через столицу. На то она и столица, чтобы в большей степени контактировать с остальными регионами.