Юг Казахстана, в частности, Жамбылская область — с древних времен был одним из культурных центров центральноазиатского региона. Мы расскажем вам всего о нескольких сакральных местах Жамбылской области, которые ярко характеризуют самобытность, драматическую историю региона и творческий порыв множества поколений местных жителей. Огромный вклад в дело сохранения культурного наследия области внес проект «Сакральная география Казахстана» в рамках программы модернизации общественного сознания «Рухани жангыру».
Древнее городище Тараз — по праву одна из главных историко-культурных жемчужин региона. Это древний населенный пункт, жизнь в котором кипела на протяжении почти двух тысячелетий — с 1 по 19 века нашей эры. В раннем Средневековье Тараз был крупным городским центром, а позже стал столицей молодого Казахского ханства. На месте городища ведутся масштабные археологические раскопки.
В 2015 году в дни общенационального празднования 550-летия создания Казахского ханства на месте бывшего городского центрального рынка был открыт археологический парк «Древний Тараз». Парк стал популярной туристической достопримечательностью и международным туристическим брендом Жамбылской области.
Еще один сакральный объект региона — мавзолей Тектурмас. Сакральность данного места отражена в народной традиции: поныне молодожены приезжают к мавзолею получить благословение на счастливую семейную жизнь.
Мавзолей построен в 14 веке на берегу реки Талас. В окрестностях объекта располагаются некрополи последователей трех религий — ислама, христианства и зороастризма. У подножия холма, где стоит мавзолей, начинается древний подземный ход, к моменту проникновения в него археологов уже частично обрушившийся. Куда он вел — знают только древние камни. Кроме того, неподалеку от мавзолея находятся останки древнего каменного моста через реку.
В 80-х годах 19 века мавзолей был сфотографирован — это и спасло его. В 1930-е годы объект подвергся разрушению, однако в 2002 году объект был восстановлен в том числе благодаря упомянутой фотографии. Местные жители верят, что в мавзолее похоронен святой Султан-Махмуд-хан.
Говоря о сакральных местах Жамбылской области, нельзя не упомянуть мавзолей Айша биби в Жамбылском районе. Возведенное в XI-XII веках сооружение считается шедевром восточного зодчества Средневековья и окутано рядом легенд. Согласно самой распространенной, мавзолей построен по приказу правителя Тараза Карахана над могилой его возлюбленной, погибшей от укуса змеи на пути к Карахану.
Масштабная реставрация мавзолея осуществлялась в 2002-2005 годах силами государственного предприятия «Казреставрация». Теперь посетители видят объект таким, каким он задумывался безутешным правителем. Снаружи стены облицованы терракотовыми плитками с различными узорами. Когда солнечные лучи касаются облицовки, мавзолей как будто оживает — по-видимому, так Карахан хотел сохранить память о безвременно покинувшей землю красавице.
Всего в паре десятков километров от мавзолея Айши — в центре Тараза — стоит и усыпальница самого Карахана. Это сакральное место в народе именуется «Аулие-Ата» — святой старец. Мавзолей был также облицован терракотой, но время не пощадило его, и в начале 20 века местные жители построили на месте разрушившейся усыпальницы новый мавзолей — правда, уже без декоративной облицовки. Между тем, реставрационные работы позволили вернуть объекту исторический облик. Мавзолей Карахана — выдающийся памятник для всего исламского мира. Арабская надпись над входом сообщает путнику, что нет бога кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк его.
Есть в регионе и сакральные места более ранних эпох. Пожалуй, самое примечательное из них — загадочное каменное сооружение Акыртас в 40 км к востоку от областного центра. Археологи полагают, что это руины большого укрепленного комплекса, построенного в 8 веке.
Когда в Акыртасе кипела жизнь — тогда, скорее всего, он назывался по-другому — объект включал дворцовый комплекс, усадьбы и караван-сарай для отдыха странников. Неподалеку молчаливо вздымаются курганы сакской эпохи. Среди гипотез о назначении Акыртаса — версия о нем как о возможной летней резиденции хана Карлукского каганата. Акыртас стал настоящей находкой для казахстанской науки — помимо проведения археологических раскопок, здесь построен научный центр.
В Шуском районе близ села Актобе имеется свое сакральное место — это руины средневекового города Баласагун. Город был укреплен массивными валами и, скорее всего, казался большинству современников неприступным. Долгое время через Баласагун шли все нити экономической жизни западной части империи Караханидов. А имя Юсуфа Баласагуни («Баласагунского») — создателя легендарной энциклопедии средневековой мысли «Книга назидания» — ныне известно не только на Востоке, но и во всем цивилизованном мире.
Это лишь часть мест из перечня сакральных объектов региона. В рамках государственной программы модернизации общественного сознания «Рухани жангыру» и программной статьи Елбасы «Семь граней Великой степи» власти Жамбылской области ведут неустанную работу по сохранению культурного наследия края и его передаче новому поколению.