Экономист Алмас Чукин сравнил противоэпидемические меры, предпринимаемые в Казахстане, с практикой США. По его мнению, «коронавирусный кризис» продемонстрировал системные проблемы отечественного госаппарата.
«Почему мы не Нью-Йорк, а скорее Техас? И какие три главные ошибки мы уже сделали?
Надо признать – очевидно, что выход из карантина в общем и целом проходит неправильно. И обиднее всего, что сам карантин позволил сохранить тысячи жизней и дал нужную паузу для подготовки «второго этапа карантина». Как всегда, вместо правильной подготовки получилось как всегда.
Половина надеялись на высшие силы, типа потерпели, вот и всё, теперь жизнь пойдёт по-прежнему. А другая половина делали, что смогли и захотели. А надо было готовить не «выход» из карантина, а «вход». Переход в новую фазу карантина. Закончилось «чрезвычайное положение» — и это правильно. Но карантин не должен был заканчиваться.
Текущий результат можно оценить примерно так: ещё не ужас, но нехорошо, а точнее, плохо. И мы не одни. В мире есть много стран и очень много примеров «разных карантинов». Но легче всего изучать ситуацию по США, потому что там 50 штатов, и каждый ведёт свою политику. В результате мы видим более-менее в рамках одной страны, к чему приводит тот или иной шаг или приём.
Хуже всего ситуация была в штате Нью-Йорк. Она была просто ужасной. И если бы Нью-Йорк с его 20-ти миллионным населением был бы страной, он занял бы первое место в мире по числу заражённых.
16 апреля, а если вы помните ЧП у нас ввели 16 марта, в штате Нью-Йорк было 213 800 заражённых. И в этот же день в Казахстане с его 18 млн населения – 1 318 человек. Почувствуйте разницу!
Там не успевали хоронить людей, пару раз видели даже припаркованные около моргов рефрижераторные грузовики, в которых хранили тела. Ожидалось ухудшение ситуации до полной катастрофы, но чёткая и талантливая работа губернатора Куомо позволила остановить эпидемию и повернуть ситуацию к лучшему.
Почему кризис ударил больнее по НЙ? Это «ворота» в США, и Америка допустила крупную ошибку. Сейчас уже по генетическому анализу вируса стало ясно, что мутация в мегаполис была привезена из Европы, из Милана. В конце февраля Америка закрыла границу с Китаем, но по Европе никаких вопросов не было. И за два месяца через аэропорты Нью-Йорка прибыли 2 млн визитеров со Старого Света, из них 2 тыс. американцев, вернувшихся после долгого пребывания в Милане.
Поэтому количество инфекции и скорость её распространения в НЙ была феноменальной. Вирус почти месяц спокойно растекался по штату и понемногу в другие места Америки.
А в Техасе на 16 апреля было обнаружено всего 16 500 инфицированных, руководство там ходило «героями». Рассказывали и слушали те же сказки про «гриппоподобный вирус», который боится жары и летом растает как снеговик, про либералов, которые хотят усилить влияние государства и ограничить свободу выбора свободного человека. И губернатор Эббот начал открывать штат 1 мая на 25-50% от вместимости заведений и с середины мая практически полностью.
В результате получилась большая беда – госпитали Техаса и особенно крупнейшего города Хьюстона на грани, количество заражённых уже 150 тыс, или в 10 раз больше, чем до отмены карантина. А в Нью-Йорке заболеваемость продолжает идти на спад, ситуация находится под контролем.
Вместо вывода. Наша главная проблема – это системная слабость, ведущая к неэффективности всего госаппарата. Этот мощный кризис просто показал всё наглядно. Дело не минздраве и не в Биртанове, который, кстати, как реформатор сделал больше правильных реформ, чем любое другое министерство. Хотя минздраву не давалось столько ресурсов, сколько получали другие. И вообще, проблемы этого кризиса вовсе не в медицине и не во врачах. Они делают, и делают героически что могут и чем могут. И Биртанов не волшебник, и Цой не волшебник… но посмотрим.
Вторая фаза карантина требует огромной и слаженной работы всех министерств и местных органов власти. Пока они показали себя не с лучшей стороны.
Возникает вопрос – почему? Во-первых, они не выработали чёткого плана и стратегии «на завтра», чтобы и вверху, и внизу все знали, что надо делать и к чему готовиться. Хотя очевидно – никто в мире не знает, что будет завтра. Но это общая истина. За прошедшее время мир уже многое узнал про повадки вируса, каждый день появляется все больше сведений и методов работы. Но только не у нас.
Поэтому не надо было бежать «впереди паровоза», надо было лучше следить за самыми эффективными мировыми практиками и тщательно их адаптировать к нашим условиям. Преодоление этого кризиса, особенно во второй фазе карантина, уже не про медиков. Это работа всего общества и каждого человека.
Оказывается, несколько лет назад специальность «эпидемиология» у нас вообще закрыли за ненадобностью. Кстати, эпидемиями занимаются эпидемиологи, а не «вирусологи», которых тоже как медицинская специальность в русском языке не значатся – есть инфекционисты…