Снос памятников в США — своего рода диагноз реальному уровню политической толерантности в этой стране.
Мы уже привыкли, что смена эпох всегда сопровождается уничтожением культурного наследия. Может, есть в этом некая логика, и память о некоторых политиках лучше увековечить на кладбище памятников. Или в музеях — там всегда есть место и тиранам, и творцам. тем более, что в разные эпохи они меняются местами.
Мне в своей жизни довелось увидеть и снос памятников, и приятно удивительное терпеливое отношение к памятникам идеологических врагов…
В Тегеране есть два памятника, о которых стоит знать туристам с постсоветского пространства. Первый — крошечный памятник Александру Грибоедову, который сохранился по сей день на территории российского посольства. Писатель и глава дипмиссии в Тегеране погиб вместе с другими русскими дипломатами во время массовой резни, устроенной религиозными фанатиками в 1829 году.
Второй — это кусок от памятника шаху Пехлеви в его дворцовом комплексе.
Исламская революция в Иране обернулась крахом шахского правления. В январе 1979 года правящая династия покинула страну.
Надо сказать, что это единственное, что иранцы уничтожили во владениях шаха.
Говорят, что
статуя шаха была так капитально приварена к постаменту, что пришлось ее распилить.Только сапоги и остались на память
Высота оставшегося куска памятника намного выше человеческого роста. Каким же был он в полный рост, сложно и представить.
Дворцы, в которых жила семья последнего иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, сегодня превратились в музеи. В одном из них хранятся все подарки шахской семье от мировых лидеров. Среди них есть
подарки не только из современного Казахстана, но и дореволюционного. Огромный глобус с драгоценными камнями,
где самая блестящая точка «Туркестан» указана как центр Средней Азии.
Мне довелось побывать в советском Таллинне. К слову, именно так, с двумя буквами «Л» и «Н» требовали писать название своей столицы эстонцы.
Менталитет эстонцев описан во многих анекдотах — спокойные, неразговорчивые, почти суровые прибалты. При этом они еще тогда уверенно и спокойно называли всех русских «оккупантами». Не стану давать этому оценку, но именно
прибалтийские республики первыми стали выходить из Союза, и первыми отказываться от советского прошлого
Мне повезло стать свидетелем исторического момента и наблюдать, как по Таллинну на грузовиках везли огромные демонтированные памятники.
Их сносили тихо, без истерики. И не уничтожали, а собирали в одном месте. Свозили все недалеко от эстонской столицы, на задний двор замка Маарьямяэ. Здесь когда-то была летняя резиденция графа Орлова-Давыдова. С 1975 года это филиал Эстонского исторического музея.
Здесь и памятники советским солдатам, и Ленину, Сталину и другим советским функционерам.
В Казахстане было и остается немало памятников Ленину разного размера. Есть и те, что еще в Союзе вызывали смех у народа и злые шутки. Но есть и настоящие произведения искусства.
Так в Алма-Ате в 1957 году был установлен памятник Ленину работы известного советского скульптора Евгения Вучетича. Демонтирован и перевезен со Старой площади в спальный район. Теперь это место сбора для проведения митингов. Вот такая история судьбы. А место вождя в центре города заняли Алия и Маншук — герои Отечественной войны.
Отношения официальной Варшавы и Москвы всегда были непростыми, а после распада СССР и вовсе обе стороны обменивались взаимными упреками.
Снос советских памятников в Польше — один из многих политических моментов, вызывающий взаимную критику. По данным российской стороны, за последние годы Польша уничтожила 420 советских памятников. Польские дипломаты называют цифру вдвое ниже.
Лондон — удивительный город. В 2004 году я жила там в старинном отеле, расположенном на Трафальгарской площади. Поселилась аккурат 1 мая, рано утром, так что видела как британские коммунисты и левые готовятся к празднованию Первомая.
Зрелище было веселое. Люди водили хоровод вокруг колонны Нельсона с самодельными плакатами с забытыми уже лозунгами, вроде «Мир, Труд, Май!».
В руках демонстранты держали портреты Карла Маркса и Ленина. Все проходило мирно, и к обеду площадь опять наводнили туристы
Жаль, что я не могу увидеть Лондон в эти дни. В отличие от коммунистов
британские активисты из движения Black Lives Matter настроены снести памятники соотечественникам-расистам. Среди них сам сэр Уинстон Черчилль
«Он безусловно считал, что люди белой расы превосходят остальных, он ясно об этом говорил», — приводит слова британского историка Ричарда Тоя Би-Би-Си.
Семь лет назад в грузинском городе Телави (том самом, что прославил фильм «Мимино», в котором австрийская телефонистка спутала городок с Тель-Авивом) был снесен памятник… Иосифу Сталину.
Прожил Сталин-памятник всего без малого четыре месяца. Его установили 1 сентября, а на следующий день он был облит оранжевой краской. Вандалы оставили на памятнике надписи: «Убийца», «Долой сталинизм» и ругательства.
«Правительства приходят и уходят, а Сталин остается», — так отреагировал на акцию один старых поклонников вождя
Однако в декабре 2013 года памятник демонтировали вовсе.