Порою фильм попадает в кинотеатры совсем не таким, как его задумывал автор — в угоду то ли зрителям, то ли продюсерам. Но иногда на свет выходят режиссерские версии известных картин, которые существенно меняют восприятие фильма…
2003 год (театральная версия 1992 года), реж. Дэвид Финчер
Все картины из данной франшизы, за исключением 4 части (о которой, впрочем, никто и не жаждет вспоминать), имеют расширенные версии.
Вырезанные сцены объясняют тот или иной аспект, не раскрытый в прокатной версии по причине хронометража, но не меняя их сути как таковой.
А вот третий фильм в расширенной версии имеет альтернативные сюжетные ходы — там вырезанные сцены не просто дополняют, они меняют фильм. Впрочем, в этой части есть сцены, заменяющие оригинальные кадры, что так же влияет на восприятие фильма.
Режиссер Дэвид Финчер (это между прочим, автор культового фильма «Бойцовский клуб»!) покинул проект сразу после завершения съемок — настолько напряженными были отношения со студией, пытавшейся пихнуть свои пять копеек везде, где можно. И даже спустя много лет он отказался участвовать в монтаже расширенной (читай, режиссерской) версии. Поэтому эта картина и как бы в нашем списке и в то же время, вне его.
2007 год (театральная версия 1982 года), реж Ридли Скотт
У этого фильма имеется целых семь (!) разных версий. Рабочая версия, расширенная рабочая, американская прокатная, международная прокатная, обрезанная телевизионная, режиссерская и, наконец, финальная версия 2007 года.
Ридли Скотт (который тоже имеет отношение к саге «Чужие», ага!) уверяет, что именно она полностью соответствует его авторскому видению. Он вернул туда все вырезанное насилие, все сны с единорогом, а также подозрительные намеки на природу детектива Декарда… Впрочем, намеки пошли лесом к моменту выхода сиквела, который ясно дал понять, что Декард — человек.
2001-2003 года, реж. Питер Джексон
Тут речь пойдет скорее об анти-режиссерской версии. Да-да, старина Питер Джексон заявил, что всё, что вышло в кино — правильно, а вот эти вот расширенные версии по 4 часа каждая — они только для упёртых фанатов.
Которые даже в настолько большом подгоне (каждый из фильмов трилогии в расширенной версии сделали длиннее практически на час!) умудрились найти поводы для придирок.
Впрочем, это уже их дело.
2008 год и 2016 год, реж. Зак Снайдер
Почему два фильма идут на одной позиции? У них один режиссер (к которому мы еще вернемся) и общая беда — театральная версия с треском провалилась, а вот режиссерские стали культовыми.
Всё почему?
Потому что не было вырезано ничего того, что должно было быть в ленте, даже если жадный продюсер говорит иначе. Зак Снайдер в своих режиссерских версиях показал весь потенциал себя как визионера и навсегда завоевал любовь фанатов кинокомиксов.
2006 год (театральная версия 1999 года), реж. Брайан Хелгеленд
Уже на финальной стадии работы над фильмом студия в гневе уволила режиссера Хелгеленда за его пристрастие к особо мрачному кино. Был нанят штрейкбрехер, который переснял почти треть фильма, если не больше, перекроил напрочь сюжет и даже извлек из рукава новых персонажей.
В итоге режиссерскую версию неонуара с Мелом Гибсоном в главной роли мы увидели только в 2006 году. Там никто не похищает сына главы преступного синдиката, отсутствует закадровый голос, изменена цветовая палитра, абсолютно другой саундтрек, да и финал неожиданно более мирный.
Что лучше — вопрос сугубо индивидуальный.
Разница в фильмах столь существенная, что киносайт imdb рассматривает их как два независимых произведения,
выделив им отдельные страницы.
2006 год (театральная версия 1980 года), реж. Ричард Доннер
Пока United Artists пыталась воздействовать на Майкла Чимино уговорами, Warner Bros. со своими не в меру самостоятельными творческими единицами разбиралась куда более радикальными способами. Конфликт студии и постановщика второго фильма о Супермене завершился тем, что отснявший три четверти картины Ричард Доннер был просто выставлен за двери WB.
Два года после этого картина болталась без дела, а затем Ричард Лестер вынужден был доснять недостающие сцены и переделать несколько уже готовых, чтобы из разрозненных кусков получилась цельная работа. Фильм получил залуженные восторги зрителей и похвалы критиков, а потому на версии Доннера вполне можно было бы поставить крест и навсегда забыть, если бы не одна промашка.
В 2001 году студия взялась реставрировать театральную версию для релиза на DVD. Раскопав исходные пленки, WB обнаружила множество материалов, отснятых Доннером, и неаккуратно сообщила об этом прессе. А дальше инициативу на себя взяли фаны Человека из стали – они доконали боссов WB, и те согласились выпустить в 2006 году специальное издание «Супермена 2», собранное из того, что снял Доннер еще тридцать лет назад. Труды были вознаграждены – «Супермен 2: Версия Ричарда Доннера» считается едва ли не лучшей режиссерской версией в истории кино.
2000 год (театральная версия 1979 года), реж. Френсис Форд Кополла
Полнометражная расширенная версия полна сюрпризов. Например, добавлена очень интересная сцена на усадьбе французских плантаторов, сцена с девушками из «Плейбоя», готовых на все ради бочки топлива, и кража доски для серфа у сумасшедшего подполковника, самая забавная сцена фильма. В целом, если смотреть внимательно, то «Апокалипсис сегодня» в режиссерской версии получается совсем другим фильмом.
Но не обольщайтесь — это не делает его более веселым. В финале, когда полковник Куртц произносит свой знаменитый монолог, вам так же будет не по себе до самых титров, когда меланхоличный голос Джима Моррисона начнет вещать, что это конец…
Версия, которая так и не вышла. Реж. Ридли Скотт
Раз я упомянул о том, что фактически все чужие были сняты в расширенном варианте, то просто грех не упомянуть о подлинной версии режиссера, которую практически никто и не видел.
А теперь и не увидит вовсе. Поэтому чего уж там — кину вам спойлеры. Более длинный и мрачный (хотя, казалось бы…) фильм кончался совсем уж на минорной ноте — жуткий ксеноморф убивал бравую Элен Рипли, подходил к рации и… начинал говорить человеческим голосом, заманивая других жертв в свои лапы.
Студия посчитала такой финал перебором и попросила сэра Ридли сократить картину. Но в итоге нам всё равно достался один из лучших хорроров в истории.
2007 год, реж. Френсис Лоуренс
Не смотря на мою любовь к Уиллу Смиту, эту картину я терпеть не могу. Она плоха в контексте оригинального романа и не отражает его суть.
Впрочем, это снобизм. Сам фильм вполне можно посмотреть, если бы не его отвратительно голливудский финал… которого нет в режиссерской версии. Там он иной. Не героический, но, внезапно, близкий по духу к роману Ричарда Мэтисона.
2021 год, реж. Зак Снайдер
И вновь Зак. И снова режиссерская версия, которую мир увидит в 2021 году. В отличие от театрального релиза, эта картина будет смонтирована полностью под руководством Зака, а большая часть сцен отснятых продюсерами и Джоссом Уидоном (который по факту был так же ограничен в съемочном процессе, как и Зак) отправится в утиль.
Кроме того будут переработаны спецэффекты и добавлены сцены, приносящие логику в тот кавардак, что увидел мир в 2017 году.
Получится ли у автора сделать из плохого фильма хороший? Время покажет…