В борьбе с коронавирусом у каждой страны свои сложности — пандемия обострила все социальные и экономические «болячки». Например, в Марокко сильно пострадали туризм и автоиндустрия.
Закрытые мечети. Опустевшие отели. Первые печальные итоги карантина подсчитывает туристический бизнес. Сильно пострадал важный для экономики страны автомобильный сектор, который на 80% принадлежит французам.
Французские компании покидают Марокко, чтобы поддержать экономику своей страны. Об этом попросил президент Франции. В марокканском автопромышленном секторе было задействовано более 200 компаний и 85 тыс. человек. А это значит, что появится новая армия безработных.
Правительство Марокко решило оказать этим людям финансовую помощь в размере от 100 до 150 евро, в зависимости от количества членов семьи. Деньги получили почти все марокканские семьи с низким доходом. Хотя этого недостаточно.
В начале января правительство верило, что новый вирус их обойдет. На самом деле африканский континент пострадал меньше Европы, в основном коронавирус ударил по странам Северной Африки и таким популярным туристическим направлениям, как Египет, Алжир и Марокко.
32-летний переводчик из древнего марокканского города Фес Абдельхалим Будрибила считает, что отношение к новому вирусу у правительства изменилось, когда пандемия начала стремительно распространяться в соседней Италии. Многие живущие там марокканцы начали спешно возвращаться на родину. Так,
2 марта в аэропорту Касабланки приземлился пассажирский самолет из Италии. У двоих пассажиров тест на КВИ оказался положительным
На сегодняшний день в 36-миллионном Марокко от COVID-19 погибли 208 человек.
5 марта правительство объявило чрезвычайное положение и карантин.
Немедленно были закрыты авиа- и морские порты, приостановлено авиасообщение с 21 страной. Министерство молодежи, культуры и спорта велело прекратить учебный процесс во всех учебных заведениях, а также любые спортивные и культурные мероприятия.
— Внезапно марокканцы оказались взаперти в своих домах. Для многих это стало тяжелым испытанием, ведь правительство объявило о закрытии мечетей, учреждений культуры и почти всех госучреждений.
В первые дни огромная часть общества приняла распоряжение о закрытии мечетей в штыки.
Некоторые экстремистские исламистские группировки осуждали и критиковали правительство за карантин
В двух городах десятки недовольных вышли на улицы, скандируя религиозные лозунги и утверждая, что вируса не существует.
Однако большая часть марокканцев ежедневно следит за новостями, сочувствуя Испании и Италии как наиболее пострадавшим от пандемии.
— Люди интересуются происходящим в других странах, потому что чувствуют себя частью этого мира
Простые малообразованные граждане получают новости от двух основных официальных телеканалов. Плюс у нас проводятся пресс-конференции министра здравоохранения или одного из его представителей.
Соблюдение карантина контролирует министерство внутренних дел страны. Полицейские патрули следят за выполнением мер безопасности на городских улицах и наказывают нарушителей.
По словам моего марокканского собеседника, со стороны сотрудников полиции во время карантина были отмечены случаи нарушения закона и прав человека.
— Это и агрессивные действия, и порча имущества отдельных лиц.
Правительство обнаружило в чрезвычайном и закрытом положении возможность наказать оппозицию
Например, за критику действий правительства в Фейсбуке был задержан оппозиционный журналист Сулейман Риссуни.
Абдельхалим Будрибила говорит, что на изоляции старался не впасть в депрессию и гнать прочь все негативные мысли. А потому решил загрузить себя делами на весь день.
— Карантин дал возможность подумать о себе и своей жизни. Каждое утро я начинал с зарядки, много читал, и в основном те книги, до которых раньше не доходили руки, — рассказывает молодой человек.
При этом он сохранил работу, и это большое счастье. Трудился дистанционно — два часа утром и два вечером, занимался переводами документов и отправлял их в головной офис. Как и большинство марокканцев, Абдельхалим Будрибила свободно владеет арабским и французским языками. Кроме того, переводит с английского.
— На карантине начал изучать русский язык с репетитором и получаю от этого огромное удовольствие. А еще дополнительно взялся за итальянский
с помощью приложения.
С особой гордостью он добавил, что даже научился готовить. И продемонстрировал мне свой скромный ужин на ифтар.