Однако есть исследования, доказывающие, что чем чище будет воздух, тем сильнее пострадает экосистема планеты.
30 апреля Международное энергетическое агентство выпустило отчет о состоянии энергетического рынка. Помимо прочего в документе есть прогноз — выбросы углекислого газа в 2020 сократятся на 8%.
С точки зрения мировой экономики это очень много. Таких падений не было как минимум со времен Великой депрессии. Даже в кризис 2008 года сокращение выбросов снизилось всего на 3%. В абсолютном выражении цифра еще более впечатляющая — порядка 3,2 млрд тонн. Это сопоставимо с массой нефти, которую в этом году добудут во всем мире.
Практически одновременно с отчетом вышел ряд публикаций от экспертов в этой сфере. Многие из них говорят, что особо радоваться не стоит. Во-первых,
90% выбросов остаются, а это само по себе плохо для экосистемы
Во-вторых, за временным сокращением наступит мощный отскок. Страны, стараясь наверстать упущенное, будут стремиться запускать производства на максимум как можно более быстрыми темпами.
Не стоит и преувеличивать вклад перехода на удаленную работу. Конечно, отсутствие необходимости в поездках сокращает выхлопы и, как следствие, снижает нагрузку на экологию. Но по словам Гэвина Шмидта, директора Института космических исследований им. Годдарда,
даже если остановить весь транспорт в мире, выбросы СО2 в мире сократятся не более, чем на 20%
«Главную проблему я вижу в том, что люди придают чрезмерное значение личному потреблению. При этом не понимая структурных особенностей экономики, из-за которых на самом деле растут выбросы», — отмечает климатолог.
По его словам,
40% всех выбросов углекислого газа в атмосферу производят энергетика и коммунальное хозяйство
А потребление электроэнергии в офисах хоть и больше, чем в домах, но все-таки не настолько существенно, чтобы в корне повлиять на экологическую ситуацию.
Еще более 20% выбросов формируют промышленность и сельское хозяйство. Но именно в этих отраслях велика доля непрерывных процессов. При этом наиболее энергоинтенсивные отрасли вроде черной и цветной металлургии почти не снизили выбросы.
Есть и положительные моменты: Китай в феврале по известным причинам снизил выбросы углекислого газа в атмосферу на 25%. Но это скорее следствие особенностей местной экономики, которое неприменимо во многих странах мира.
«Когда в индустриальном Китае распускают рабочих, заводы останавливаются. В сервисных экономиках персонал продолжает работать из дома, попросту смещая энергопотребление», — пишет Wired.
Но как быть с многочисленными фото на тему очищения природы: рассеявшийся смог, очистившие реки и прочее? Дело в том, что выбросы — это не то же самое, что загрязнение. Да, выбросы части вредных веществ сократились, но они влияют на экологию меньше, чем СО2 – главный парниковый газ. И он бесцветен, то есть на фотографиях каких-либо изменений заметить невозможно. Более того,
экологи говорят, что снижение уровня пыли для экологии может быть даже хуже, чем ее наличие
Этот неочевидный тезис объясняется следующим образом: микрочастицы и аэрозоли, летающие в воздухе, охлаждают планету (и вредят здоровью человека). А переход морских судов на более экологичное топливо приводит к снижению «облачных следов» и увеличивает прогрев океанов. То есть что хорошо для здоровья живых существ, не лучшим образом отражается на экосистеме в целом.
Концентрация углекислого газа в атмосфере по итогам года все равно не снизится, говорят климатологи, а сам 2020 год обещает стать самым теплым в истории. Восьмипроцентное сокращение выбросов в 2020 году, достигнутое за счет беспрецедентного удара по мировой экономике, неплохой результат, но с точки зрения борьбы с изменением климата этого недостаточно.
Проблема в том, что удержание глобального потепления в пределах 1,5 градусов к доиндустриальной эпохе требует такого же снижения ежегодно, еще лет десять.
Но в предыдущих случаях акценты сделаны на влияние коронавируса на экологию планеты. Центр по изучению энергетики и чистого воздуха, основанный в конце 2019 года в Хельсинки, в своем исследовании сделал упор на влияние промышленного ступора на здоровье людей. Тут все выглядит гораздо оптимистичней: только в Европе улучшение качества воздуха снизит количество смертей на 11 тысяч.
По их данным, за последний месяц содержание диоксида азота в воздухе сократилось на 40%. Взвешенных частиц PM10 – на 10%.
Результаты могут быть крайне благоприятными: на 1,3 млн снизится количество невыходов на работу из-за проблем со здоровьем. На 6 тыс. — число новых случаев астмы у детей. Также значительно сократится число обращений за неотложной помощью из-за приступа астмы и количество преждевременных родов. И главное: вероятность снижения числа смертей от 7 до 21 тыс. оценивается на уровне 95%.
«Большая часть этих случаев негативного воздействия на здоровье связана с постоянным пребыванием в условиях загрязненного воздуха, а положительный эффект проявится в течение ближайших нескольких месяцев и лет», — говорится в докладе.
Еще один интересный вывод ученых: чем грязнее воздух, тем выше смертность от коронавируса. Об этой связи заявили исследователи немецкого Университета Галле-Виттенберга. Ученые рассмотрели смертность от COVID-19 в 66 районах Италии, Испании, Франции и Германии. В результате пришли к выводу, что 78% смертей приходится на пять районов в северной Италии и центральной Испании. В них наблюдается и самая высокая концентрация NO2.
«Эти результаты показывают, что долгосрочное воздействие этого загрязняющего вещества может быть одним из самых важных факторов, влияющих на смертность от вируса COVID-19 в этом регионе, а возможно, и во всем мире»,— говорится в статье.
К сходным выводам пришли и авторы исследования, проведенного в Гарвардском университете. Там изучили данные более чем по 3 тыс. округов США (на них приходится 98% населения страны) и нашли
«статистически значимую связь между смертями от COVID-19 и других заболеваний и долгосрочным воздействием мелких взвешенных частиц в воздухе».
При подготовке текста использованы материалы The Bell и «Коммерсантъ»