Прежде чем издавать указы и «давить» запретами, нужно обсуждать проблему с обществом, считает депутат мажилиса парламента РК Ирина Смирнова.
Детские сады в Алматы возобновят работу после завершения режима ЧП, но при условии соблюдения ряда требований. Жандарбек Бекшин, главный санврач Алматы, назвал обязательные условия:
Такие меры вызывают немало вопросов. Смысл соблюдать дистанцию между детьми только в «тихий час»? А как быть в иное время?
Как именно отбирать счастливчиков, 50%, которым разрешено посещение сада? Такое отсеивание создает почву для коррупции
Куда деваться оставшимся воспитанникам?
В общем, после выступления Бекшина вопросов возникло еще больше.
По словам Ирины Смирновой, среди рекомендаций по открытию детских садов главное требование — соблюдение санитарных норм. Поэтому нужно, чтобы в каждой спальной и игровой комнатах были установлены кварцевые лампы.
— Сразу понятно, что в метре друг от друга дети постоянно не будут. Играя, малыши активно контактируют, и это естественное поведение
Воспитатели же не будут держать детей на веревке или рисовать квадраты, в которых они будут стоять, соблюдая дистанцию.
И господину Бекшину нужно посмотреть на ситуацию реально, а не придумывать что-то из области фантастики,
— высказывает мнение Смирнова.
Депутат предполагает, что сразу после возобновления работы детских садов заполняемость групп будет неполной и безо всяких ограничений.
— Я знаю, что дошкольные учреждения проводили опрос и уточняли у родителей, кто из них поведет своих детей в группы. Выяснилось, что 30% пока решили остаться дома — из предосторожности. Поэтому насчет 15 человек в группе — примерно так и будет. Однако только на первое время. Впоследствии заполняемость групп будет увеличиваться. Санитарные службы должны сказать, как долго еще планируется соблюдение требований по заполненности групп на 50%. Чрезвычайное положение завершилось, продолжается только карантин.
И господину Бекшину нужно понимать, что в других странах даже во время ЧП, когда случаи заражения коронавирусом только начали выявлять, дежурные группы в детских садах все равно работали. А
у нас не подумали, куда девать своих детей, например, медикам, находящимся на работе круглосуточно (а иногда и по несколько суток)
Думаю, они выкручивались как могли, прося помощи родственников, — отмечает депутат.
Ирина Смирнова выражает обеспокоенность, что меры по ограничению заполненности могут ударить по частным детсадам. А их в стране большинство.
Если оставить в группе только по 15 человек, многие детсады не смогут оплатить аренду и коммуналку,
работая не в ущерб себе. В среднем, в частных детсадах в группах по 20 человек — это меньше, чем в государственных.
— Что касается государственных детсадов, в данном случае недостаточно просто издать приказ, необходимо разобраться с сообществом.
Надо встретиться с заведующими государственных и частных детсадов, родителями и решить, что сделать в сложившейся ситуации
Директивные указания работают не всегда хорошо. Они могут нести в себе коррупционные риски, а также риски для самих детских садов.
Те, кто сегодня отдают своих детей в детский сад, находятся в ситуации, когда им попросту необходимо зарабатывать деньги на существование. Поэтому правила должны быть приемлемыми.
Если Жандарбек Бекшин утверждает правила, выступая от лица государства, тогда государство должно нести ответственность и финансовые затраты,
чтобы обеспечить эти условия. Например, если кто-то из детей не сможет попасть в свой детсад, нужно подумать, куда и как их разместить. Возможно, нужно открывать какие-то семейные детсады или временно размещать в зданиях пока пустующих школ. Дайте средства на наем дополнительных нянечек. То есть просто издать указ недостаточно.
Каждый чиновник в нашей стране должен задумываться, как его указания будут реализовываться на практике. И понимать свою ответственность перед гражданами, а не просто говорить так, как удобно лично ему.
Что касается беременных и людей старше 65 лет, как вообще можно указывать, что им нельзя отвозить детей в детский сад?
В этом случае можно лишь рекомендовать, так как эти люди в группе риска. Если же ставится запрет, необходимо предоставить и возможности, где в таком случае разместить ребенка.
Наши санитарно-эпидемиологические службы почему-то решили, что теперь могут распоряжаться судьбой каждого родителя и его ребенка. Но нужно соблюдать и права граждан. И ВОЗ, и ООН говорили о том, что даже в условиях пандемии и карантина не надо забывать о правах простых людей, — подчеркивает депутат.
А в целом, по мнению Смирновой, санитарно-эпидемиологические службы в первую очередь должны навести порядок в своих медицинских учреждениях и только потом издавать указы, что делать другим заведениям.
— Во многих больницах не работает вентиляция, врачи заражаются коронавирусом друг от друга. На данный момент, повторюсь,
они могут только давать рекомендации детсадам и родителям в законном поле, не превышая своих полномочий
Эта служба должна понимать — она не является истиной в последней инстанции. И к тому же, как уже стало ясно всем, мир не избавится от коронавируса, нам с ним придется жить. Поэтому спрятаться от него, давая указания, не получится. В связи с этим нужны прагматичные решения без субъективно-эмоциональных всплесков. У людей должны оставаться возможности для дальнейшего существования, — заключает Смирнова.