Коментарии эксперта КИСИ Жанар Санхаевой по итогам 3 заседания Национального совета общественного доверия.
Сегодня, 27 мая, прошло 3 заседание НСОД. За непродолжительное время Совет зарекомендовал себя в качестве эффективной площадки, способной непросто генерировать предложения и рекомендации, но и продвигать их реализацию.
Отсюда высоки и ожидания от последующих результатов рассматриваемой темы последнего заседания, а именно — развитие человеческого капитала. Крайне важная и актуальная тема для Казахстана.
Приоритетность и актуальность данного направления обнажили последствия распространения коронавируса, обратив внимание на необходимость поиска новых подходов и инструментов повышения качества и уровня жизни казахстанцев.
В последние годы тема человеческого и социального капитала находится в орбите пристального внимания академического сообщества и политических деятелей, не раз подчеркивавших значимость «новой экономики», формируемой на принципах знаний, инноваций и равных возможностей.
В ходе заседания Президент Токаев выступил с рядом инициатив, затронувших вопросы здравоохранения, образования и профессиональной подготовки населения. При этом отметив приоритетность данных направлений.
Исходя из заявлений, можно заметить, что
развитие человеческого капитала становится краеугольным камнем и ключевым фактором устойчивого развития страны,
где особое место занимает эффективность образовательной системы.
В этой связи определяющее значение имеет организация справедливого и равного доступа к образованию как необходимого условия приобретения новых знаний, компетенций и навыков.
В свою очередь в современных условиях растущее значение приобретает дистанционное образование.
Как показала практика последних месяцев,
казахстанская система образования не имеет должного инструментария для обеспечения данной формы обучения
В то время как дистанционное образование является распространенной международной практикой, позволяющей повысить доступность образования.
Смешанные практики традиционных и современных технологий преподавания активно применяются в таких странах как Южная Корея, США, Сингапур, Финляндия и др.
Одним из первых шагов в этих странах стал отказ от бумажных учебников в пользу электронных. Так, в Сингапуре Министерством образования ведется поддержка онлайн-платформы Singapore student learning space, которая позволяет всем учащимся иметь равный доступ к качественным учебным ресурсам по основным предметам всем обучающимся от начального до довузовского уровня.
Необходимо признать, что в Казахстане активная фаза развития дистанционного образования пришлась на период введения карантина и стала вынужденной мерой.
Однако, если обратить внимание на итоги дистанционного образования, то можно увидеть востребованность и актуальность электронного образования среди казахстанцев.
Согласно данным основателя и руководителя Bilim Media Group Рауана Кенжеханулы к настоящему времени онлайн-платформу BilimLand посетили более 3 млн пользователей, а количество просмотров достигло свыше 75 млн. Большая активность пришлась на YouTube-канал платформы с более чем 15 млн просмотров.
Отсюда справедливо замечание Токаева о том, что завершение карантинного режима не должно стать поводом для окончания активного внедрения дистанционного образования. А данное им поручение — создать необходимые законодательные, методологические и организационные условия, отвечают современным реалиям и новым вызовом в сфере образования.