Сразу несколько факторов нестабильности сошлись вместе у соседей. Как Кыргызстан пройдет через эти неурядицы?
По традиции весну в Кыргызстане встретили шумными митингами. Так, 2 марта на площади Ала-Тоо состоялась акция в поддержку опального политика, бывшего депутата парламента КР Садыра Жапарова. Последний в данный момент отбывает наказание в колонии усиленного режима за соучастие в организации беспорядков в 2013 году на севере страны.
Свою вину он не признает, государственные учреждения не планируют выпускать бывшего депутата ранее 2026 года. На площади собралось около двух тысяч человек, к вечеру количество протестующих увеличивалось. Организаторы требовали аудиенции у президента, однако лишь смогли добиться переговоров с одним из представителей аппарата президента.
Ближе к 19:00 стало ясно, что организаторы уже не могут контролировать толпу, которую им удалось собрать. Отдельная группа протестующих начала избивать рядовых сотрудников госучреждений, а затем и вся толпа ринулась в сторону Белого дома.
Горячие головы с легкостью преодолели кордон из милицейских машин, после чего сотрудникам правоохранительных структур пришлось воспользоваться дымовыми шашками, шумовыми гранатами и водометом. Протестующие кидали в ответ камни, но затем быстро сдались и покинули улицы.
Ночью МВД рапортовало о задержании 166 активных участников митинга. Среди них был и экс-депутат парламента Каныбек Осмоналиев. Именно его обвиняют в организации этих беспорядков.
Второй митинг долго ждать не пришлось. Уже 8 марта сотрудникам столичной милиции снова пришлось готовиться к непредвиденным обстоятельствам. Дело в том, что после женского марша солидарности, который прошел в прошлом году, крайне консервативное общество Кыргызстана столкнулось с бунтом феминисток.
8 марта в Кыргызстане более не праздник женщин, а день борьбы между сторонниками консервативных устоев и прогрессивных воззрений
Лозунги вроде «я не буду наливать чай», «келинизация это рабство» и атрибуты ЛГБТ серьезно взволновали общество, а организаторам марша неоднократно поступали угрозы расправы.
Для властей и запрет, и разрешение на проведение марша являются заведомо проигрышными вариантами. Ведь в первом случае можно нарваться на немилость западных партнеров и международных организаций, а во втором столкнуться с общественным порицанием.
На этот раз мэрия, несмотря на надвигающуюся эпидемию коронавируса проведение марша все же разрешила, однако успехом феминисток это не ознаменовалось. На активисток напали мужчины в масках и национальных головных уборах. Они порвали плакаты и угрожали всем присутствующим. Милиция задерживать агрессивно настроенных не стала. Напротив, милиционеры упаковали активисток в автобусы, которые увезли их в один из местных судов.
Посольство США раскритиковало бездействие властей и потребовало наказать нападающих. МИД КР на этот выпад отвечать не стал. Задержанных феминисток отпустили, а личности нападавших мужчин выяснить не удалось.
Уже сейчас ясно, что этот инцидент окажет негативный эффект на позиции Кыргызстана в различных рейтингах демократии, защиты прав человека, женщин.
Это будет серьезно мешать Кыргызстану получать помощь от международных институтов и западных партнеров
На фоне усиления противоречий между странами-экспортерами нефти и продолжающемуся режиму самоизоляции свои позиции потеряла одна из самых стабильных валют на пространстве СНГ- кыргызский сом. Рядовых потребителей это шокировало, ведь в течение двух дней доллар с отметки 69,9 быстро добрался до 85.
Для экспортнориентированной экономики Кыргызстана подобные события представляют большую опасность. Дальнейший рост курса может привести к подорожанию всех видов продуктов и усилению недовольства общества.
Национальный Банк КР для стабилизации курса провел несколько интервенций на валютном рынке, но как показывают последние события, этого может быть недостаточно.
По мнению Толкунбека Абдыгулова, главы Национального Банка КР, процессы, происходящие на рынках России и Казахстана, оказывают существенный эффект на экономику Кыргызстана.
«Подобные скачки — это естественная реакция рынка на происшествия, которые происходят на международном уровне. Если негативные процессы пойдут на спад, курс стабилизируется и придет в норму», — добавил глава Нацбанка.
Однако некоторые эксперты склонны считать, что правительство искусственно обесценивает сом и корректирует его на уровне рубля, чтобы не обесценить средства трудовых мигрантов, находящихся в РФ. Переводы мигрантов — это существенный вклад в экономику страны, и в текущих обстоятельствах корректировка выглядит одним из самых выгодных маневров.
Меры, связанные с эпидемией коронавируса, в Кыргызстане вводились постепенно. Оперативно созданный штаб сначала закрыл школы, университеты, дал гражданам закупить продукты, порционно предоставлял информацию о мерах предосторожности, а затем отправил всю страну на домашний карантин.
Первые случаи были зарегистрированы 18 марта на юге страны. Все зараженные недавно посещали Саудовскую Аравию с целью совершить малый хадж. На данный момент в стране практически во всех регионах страны всего 107 зараженных.
В различных регионах вводится комендантский час. Правительство пытается максимально ограничить передвижение граждан с целью остановить распространение нового вируса. Сегодня ситуация относительно стабильная.
Кыргызстан продолжает получать помощь от международных доноров и партнеров. Таким образом, Бишкек получил от Китая маски и различное медицинское оборудование, а МВФ на борьбу с коронавирусом выделил льготные кредиты на сумму более 120 млн долларов.
По мнению коменданта города Бишкек, необходимо ввести дополнительные ограничения, так как многие горожане не соблюдают режим самоизоляции. Дороги, соединяющие столицу и ее новостройки, перекрыты. Выходить из дома без уважительной причины и собираться больше трех человек запрещено. При этом пока власти не отрицают и возможность введения 24-часового комендантского часа.
Критики в отношение властей тоже хватает. Граждане жалуются на условия содержания в обсервации. Экономическая деятельность в стране практически парализована. Государство пока еще не выработало программу поддержки уязвимых слоев населения. Налоговые и кредитные каникулы пока еще не объявлены. Между тем в кыргызстанском сегменте социальных сетей пользователи все чаще сетуют на нехватку денег, учитывая, что дефицита продуктов в республике пока не наблюдается.