Меры господдержки государства в сельхозотрасли, заявленные президентом, помогут не оставить страну без продовольствия.
31 марта Касым-Жомарт Токаев в третий раз с момента объявления о чрезвычайном положении в стране сделал знаменательное заявление о мерах, принимаемых властью для сохранения стабильности.
Наряду с решением социальных проблем президент особо подчеркнул необходимость государственной помощи сельскому хозяйству — кормильцу страны. Мы решили узнать у известных в этой области экспертов , спасет ли эта господдержка от ожидаемого продовольственного кризиса?
По мнению председателя правления Национального аграрного научно-образовательного центра Толеутая Рахимбекова, решения президента своевременны и будут серьезным подспорьем для фермеров.
— Толеутай Сатаевич, Токаев распорядился выделить 70 млрд тенге через АО «Аграрная кредитная корпорация» под 5% годовых для организации весенне-полевых работ. Хватит ли этого, чтобы фермеры не уронили результаты прогнозируемой урожайности 2020 года?
— Товаропроизводителям, конечно же, хочется больше кредитных ресурсов. Понятно, что возможности бюджета не безграничны.
Ежегодные потребности отрасли я оцениваю в 700-800 млрд тенге. И чтобы такими деньгами обеспечить сельскохозяйственный сектор, нужно задействовать и банки
Бюджет в одиночку такие траты не осилит. Тем более в нынешних условиях, когда деньги необходимы и на социальные нужды. Поэтому дополнительные 70 млрд тенге — это тоже огромный шаг.
— Президент распорядился удешевить дизельное топливо до 165 тенге за литр. Таким образом, на весенние работы фермеры получат 390 тысяч тонн льготных ГСМ. Хватит ли этого объема?
— Да, этого достаточно. В год сельское хозяйство Казахстана потребляет примерно 800-840 тысяч тонн ГСМ. И половина уходит как раз на весенне-полевые работы.
— За счет чего удешевят топливо? За счет субсидий из бюджета тем, кто его производит или их в добровольно-принудительном порядке заставят работать в убыток?
— Никакого убытка не будет. Нефть упала в цене почти в 2,5 раза. Наоборот, они должны были сами снижать цены на ГСМ, как это происходит в США и Европе.
— Глава государства распорядился закупать у фермеров продукцию по принципу «закупа под урожай». Также речь идет об интеграции государства и сельхозсектора по цепочке — от поля до прилавка по льготному кредитованию. Реально ли будет это сделать в условиях нехватки денег и закрытых границ крупных городов?
— В этом вопросе будет задействована «Продкорпорация». Так что исполнить поручение президента вполне реально. Я всегда говорил, что одна из главных проблем сельхозтоваропроизводителей — сбыт продукции.
И если «Продкорпорация» будет закупать у фермеров их продукцию напрямую, это будет большим шагом вперед
Отмечу, что присутствие «Продкорпорации» на рынке всегда стабилизирует цены. Мы уже переживали такой опыт в августе 2003 года, когда стоимость зерна упала до 35 долларов за тонну. Напомню, Нурсултан Назарбаев дал поручение «Продкорпорации» срочно закупить зерно по 70 долларов за тонну. И цены сразу же выровнялись.
Так что все поручения президента позволят сохранить производство в тяжелый период и не дадут обанкротиться фермерам.
Президент Академии сельскохозяйственных наук Казахстана Гани Калиев не столь оптимистичен. Он считает, что заявленные президентом меры будут иметь краткосрочный эффект.
— Проблемы есть, — говорит аграрий. — Из всей отраслей производства наше сельское хозяйство сегодня самое низкоэффективное и низкопроизводительное.
Мы себя необходимым количеством продуктов не обеспечиваем. Южные и северные области резко отличаются друг от друга по структуре организации
На юге сконцентрированы мелкие крестьянские хозяйства с малыми площадями посевов. Основные же посевы сосредоточены в Костанайской области — около 6,5 млн гектаров, в СКО и Акмолинской областях — по 5,5 млн гектаров. Север уже готовится к весенне-полевым работам. И у них там проблемы, хотя бы с техникой, нет обновления. Есть ли у фермеров семена на посадку, есть ли заинтересованность людей заниматься посевами? Основная часть сельхозземель находится в собственности земельных олигархов, а они о завтрашнем дне никогда не думали.
— То есть как?
— Они нанимают людей на время пашни, а потом отправляют по домам. Позже их опять нанимают во время уборки урожая. Последовательного ухода за урожаем и его сохранностью нет.
Проблема юга — мелкие крестьянские хозяйства. Они не могут делать большие севообороты, не могут закупать высокопроизводительную технику.
От развитых стран по производительности труда мы отстаем в 8-10 раз. Вот чем надо заниматься. Мелких фермеров надо объединять в крупные субъекты производства по принципу кооперативов
Тогда они смогут заключать договоры с государством. Оно знает, где что растет, сколько гектаров засеяно, потребности страны и цены. Вот пусть государство и скажет, что готово закупить и по какой цене. А рынок определит, что и где сеять.
— Президент сказал про интеграцию государства и фермеров через «Продкорпорацию». В нынешних условиях это сделать реально?
— Почему я вам сказал про объединение в кооперативы? Думать надо не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем дне. Чтобы сельхозпроизводство было эффективным, оно должно быть технологичным. А когда у нас на юге мелкие фермеры кое-как выживают от урожая до урожая, а на севере земельные олигархи ничего не делают, результат получится известным.
Задумка у президента правильная, но с учетом реалий реализовать ее будет сложно. Государство не должно помогать абстрактно
Если это техника, то пусть будет по льготным ценам, чтобы соответствовать возможностям производителей. Подниматься они все равно будут не меньше 1-2 лет. Сейчас, конечно, из-за ситуации с карантином и ситуацией на экономических рынках сельхозпроизводителей будут поддерживать активнее. Государство не может оставаться безучастным, это естественно.
Не оставить никого за бортом сейчас — это одно, а реализация эффективного производства на будущее — другое. И без укрупнения сельхозпроизводителей все будет бесполезно.
— Хватит ли 390 тысяч тонн льготных ГСМ на посевные работы?
— Хватит или не хватит, это уже что-то, чем ничего. Несколько лет назад, после скандала с земельными митингами, когда создавалась на высоком уровне комиссия, мы запрашивали у государства информацию о количестве сельхозгектаров земли и имеющейся техники на страну, что делается. Нам такую информацию не дали. Сказали — частная собственность.
Если деньги, которые распорядился выделить фермерам президент, дойдут до сельхозпроизводителей, это будет реальной поддержкой
Нужно помнить и о том, что сельское хозяйство — проблема не одного дня. И проблем в нем на годы.