Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка начало внеплановую проверку банка.
Первый серьезный звонок о том, что в Tengri bank возникли проблемы, прозвучал 15 апреля. Тогда банк сообщил, что вводит целый ряд лимитов для своих клиентов.
В частности, выяснилось, что днем ранее начало действовать ограничение на расходные операции с использованием платежных карточек банка –
в сутки можно потратить не более 50 тысяч тенге
Ряд ограничении затронул и онлайн-банкинг:
Также были приостановлены переводы по платежным системам «Золотая корона» и Western Union.
В тот же день на сайте БВУ появилось официальное сообщение. Tengri bank фактически признал, что имеет проблемы с ликвидностью. Но при этом надеется на поддержку как от своего основного акционера (Punjab National Bank – 41,64% акций банка), так и от Нацбанка.
В сообщении сказано и о существовании стратегии восстановления, которая требует согласования в Агентстве по регулированию и развитию финансового рынка.
В АРиРФР ситуацию прокомментировали 16 апреля. Зампредседателя ведомства Олег Смоляков заявил, что Tengri bank не является банкротом, а все происходящее – «временные трудности».
«Банк в силу временных трудностей установил определенные лимиты на снятие денежных средств со счетов, мы проблему видим. Мы считаем, что задача банка и акционеров прежде всего поддерживать банк. У банка достаточно крупный акционер с хорошим рейтингом, поэтому сейчас мы ведем диалог с ним, при необходимости будут приниматься все надзорные меры», – сообщил спикер.
Однако спокойствие регулятора разделяют не все. 20 апреля рейтинговое агентство Moody’s понизило депозитный рейтинг Tengri bank с уровня В2 (средний риск) до Саа3 (очень высокая степень риска).
Кроме того, базовая оценка кредитоспособности банка (BCA) опустилась до b3 (высоко рисковый спекулятивный рейтинг). Долгосрочные и краткосрочные оценки риска контрагента (CRA) снижены до Caa2 – очень высокий риск и очень низкое качество.
Комментируя понижение рейтинга, Moody’s отмечает, что рейтинг Банка может быть пересмотрен, как только ситуация стабилизируется и он продолжит в полной мере и своевременно выполнять все финансовые обязательства. Но для этого нужно существенно нарастить ликвидность и получить поддержку от акционеров.
А тем временем
вкладчики банка начали активно распространять информацию, что ситуация на самом деле еще хуже
С 10 апреля часть из них не может ни снять свои деньги, ни перевести их в другие банки. Мобильное предложение работает крайне нестабильно, а в call-центрах на звонки просто не отвечают.
22 апреля наконец появилась информация о принимаемых мерах со стороны АРиРФР. Регулятор заявил, что проводит внеплановую проверку Tengri bank, а также потребовал от акционеров в течение нескольких дней провести его докапитализацию.
«Агентство направило соответствующее требование в адрес крупного акционера банка, которым является Punjab National Bank (PNB), по капитализации Tengri Bank в срок до 30 апреля т. г. Согласно требованию, крупному участнику необходимо обеспечить капитализацию в объемах, достаточных для соблюдения пруденциальных нормативов, бесперебойного исполнения платежей и осуществления переводов денежных средств клиентов. Также проводится работа с другими акционерами банка», — заявили в агентстве.
И на всякий случай напомнили, что БВУ является участником системы обязательного гарантирования депозитов. Это значит, что даже при худшем развитии ситуации вкладчики свои средства не потеряют.
Последние открытые данные по показателям банка опубликованы Нацбанком по состоянию на 1 марта 2020 года. Но и из них видно, что ситуация далеко не самая радужная.
Кроме того, банк уже 3 месяца работает в убыток. В декабре 2019 превышение текущих расходов над доходами (после уплаты подоходного налога) составило 313 млн тенге. В январе 2020 – 581,1 млн, в феврале – уже более 1,7 млрд тенге.