Казахстан и Россия выступили против сокращения добычи.
Рынок нефти начинал год выше $70 за баррель Brent. С тех пор котировки обвалились на 26,5%. Падение сопровождается снижением спроса, в первую очередь со стороны Китая. Разгул коронавируса нанес сильный удар по экономике страны, в результате чего упал спрос практически на все виды сырья.
В их числе оказалась и нефть.
Из-за сокращения китайского спроса общая добыча внутри ОПЕК в феврале упала до минимального уровня с 2009 года
Но даже сокращение добычи не помогает предотвратить падение. 28 февраля стоимость Brent впервые с июля 2019 года опустилась ниже $50 за баррель, стоимость WTI упала ниже $45. На текущей неделе на рынке наблюдался отскок.
В России текущий уровень цен считают приемлемым. 1 марта Владимир Путин провел встречу с руководителями нефтяных компаний и призвал быть готовыми к самым разным сценариям.
Ранее министр финансов Антон Силуанов в интервью РБК заявлял, что российский бюджет сможет обеспечивать расходы даже при цене $30 за баррель. С другой стороны, Путин заявил, что Россия готова сотрудничать с ОПЕК в вопросах обеспечения баланса на нефтяном рынке.
4 марта состоялось заседание мониторингового комитета ОПЕК+. Стороны должны были решить, что дальше делать с соглашением. Главные участники пакта – Саудовская Аравия и Россия – подошли к встрече с принципиально разными позициями.
В Москве считают, что пролонгация договора на второй квартал 2020 года должна вестись на текущих условиях.
Большинство нефтедобывающих компаний вообще выступают против договоренности,
утверждая, что из-за сокращения добычи они теряют доли на рынках. Кроме того, Минэнерго РФ и компании склонялись к тому, что влияние коронавируса будет кратковременным, так что сокращать добычу дополнительно не нужно.
Эр-Рияд предлагает сократить добычу еще на 1-1,5 млн баррелей в сутки. Такого же мнения придерживается и другие ближневосточные страны-участники картеля, доходная часть бюджета которых во многом зависит от нефти.
Конструктивного диалога не получилось. Министр энергетики России Александр Новак покинул заседание задолго до его окончания. По данным «Интерфакса», позиции России разделяет и Казахстан, который также выступает против сокращения добычи.
Отказ России присоединиться надавил на нефтяные котировки. Фьючерсы на Brent за два часа упали на $1,5 доллара (2,8%), растеряв весь рост первой половины дня и завершив день на отметке $51,56 (-0,55%). Контракты на WTI, днем дорожавшие до $48,4, падали ниже отметки $47.
«Капризы» и жесткая позиция со стороны России в переговорах с ОПЕК уже становятся привычными. Каждый раз Москва как будто делает одолжение партнерам. В результате удается скинуть с себя часть обязательств, вынуждая Саудовскую Аравию снижать добычу «за себя и других». По данным Reuters, СА уже сократила план отгрузки на март на 500 тыс. баррелей в день и готова взять на себя 40% новой квоты.
Эксперты считают, что договоренность будет достигнута и в этот раз. Дмитрий Маринченко из Fitch в комментариях для «Коммерсанта» отметил, что при выходе России из соглашения цены на нефть могут сильно просесть. Москва в текущих условиях вряд ли на это пойдет. По его оценкам, если стороны не договорятся, котировки нефти какое-то время могут оставаться на уровне $40–50 за баррель.
По мнению Андрея Полищука из Райффайзенбанка, в целом рынок ожидает дополнительного сокращения от ОПЕК+. Поэтому если страны не договорятся, рынок отреагирует снижением. Как минимум стоит ожидать продления текущих ограничений. Возможно, часть дополнительных обязательств возьмут на себя некоторые страны в одностороннем порядке: к примеру, Саудовская Аравия уже перевыполняла свою квоту.
По мнению зарубежных аналитиков, рынок ждет сокращения добычи как минимум на 1 млн баррелей в день. Если стороны договорятся о чем-то меньшем, это будет воспринято его участниками как «недостаточный уровень», в результате чего цены могут опуститься до $40.