Более 1 000 абортов в нашей стране приходится на долю девушек, не достигших 18 лет.
Такое огромное количество нежелательных беременностей объясняется отчасти тем, что с подростками, как правило, не говорят о сексе. Нынешние родители, выросшие на советском воспитании, считают, что слово на букву «с» — «уят болады», и только для взрослых.
«Подросткового секса не существует!», — уверенно заявляют они.
А потом удивляются, как их сын или дочь стали родителями в 14-16 лет
Но игнорировать и отрицать эту проблему уже невозможно. Поэтому сейчас в Минздраве рассматривают возможность внедрения полового воспитания для детей, начиная с начальной школы.
Многие встретили эту новость с ярым негодованием и возмущением по поводу «растления малолетних». Но если рассмотреть проблему глубже, все не так тривиально, как может показаться на первый взгляд. И тем более, это точно лучше сказок о капусте и аистах.
Существуют мифы о том, что в Казахстане нет подросткового секса. Эта тема табуирована.
О том, что средний возраст молодых мам в стране – 13 лет, тоже распространяться никто хочет
«Максимум, о чем говорят с подрастающим поколением, делится автор и ведущая Школы сексуальной грамотности Асель Шаназарова, это неловкие рассуждения о пестиках и тычинках, ВИЧ, СПИД и морали».
Естественно, таких знаний недостаточно, чтобы назвать это сексуальным образованием. Поэтому
молодые искушенные умы и обращаются за более подробной информацией не к школьным учителям биологии, психологам или родителям, а к интернету
Многие педагоги «старой закалки», как например Герой Труда и Заслуженный деятель Казахстана Аягуль Миразова, утверждают, что подход сокрытия только разжигает в детях большее желание попробовать, что часто приводит к плачевным последствиям.
С другой стороны, этих последствий можно было бы избежать, если изначально объяснять детям, что нужно делать, а от чего держаться подальше.
Иногда ситуация доходит до такого абсурда, что будущие молодые мамы узнают о том, что такое беременность, только после ее непосредственного наступления. Об одном из таких случаев рассказала Аминат Джаппуева.
«Во время профосмотра случайно выяснилось, что девочка находится на 4 месяце беременности. А ответом матери на вопрос, почему вы не говорили с дочерью о сексе, стала знаменитая фраза – уят болады.»
Родители боятся говорить на эту тему, потому что живут с установкой «ал журттар не дейды». Учителя не берут на себя такую ответственность. Беседовать никто не хочет, а беседовать нужно. Но главное – делать это правильно.
Проблема в том, что разговор должен быть построен не на «пестиках и тычинках» и стыде. Семейный психолог и сексолог Ирина Волкова верит, что школьные беседы от неподготовленных людей только ухудшают ситуацию. На данный момент у нас нет таких специалистов, которые были бы на одной волне с детьми и смогли бы открыто и без смущения отвечать на неудобные вопросы.
Предложение президента казахстанской ассоциации репродуктивной медицины Вячеслава Локшина, начинать проводить ознакомительные беседы о сексе с учащимися еще с 3-4 классов, было встречено неоднозначно. Старшее поколение сочло такие беседы инструментом насаждения испорченности и пошлости. Но это все происходит из-за того, что в понятие «половое воспитание» вкладывают неверный смысл.
«В действительности сексуальное образование — это, во-первых, предоставление подросткам достоверной и научно обоснованной информации, во-вторых, обучение основным жизненным навыкам, таким как навыки общения, критического мышления, способности к самосовершенствованию, способности принимать решение и брать на себя ответственность.
И в-третьих, это воспитание позитивных установок и ценностей, например, самоуважения, открытости», — говорит представитель ЮНФПА в Казахстане Раймбек Сисемалиев.
Научно доказано, что сексуальное развитие у детей (и физиологическое, и психологическое) начинается с самого момента рождения, и в разных стадиях взросления выражается по-разному.
После наступления осознанного идентифицирования себя как мальчика или девочки, в возрасте примерно 3 лет, в ребенке просыпается интерес к собственным гениталиям. Он стремится найти различия между полами и понять, почему одни устроены так, а другие иначе.
Далее вопросы становятся еще серьезнее. Как говорит психолог Анастасия Гарбарук, здесь важно правильно объяснить истинное устройство вещей, но сделать это аккуратно, чтобы не травмировать.
Например, в ответ на вопрос «откуда я появился»,
не нужно вводить ребенка в заблуждения, говоря, что дети появляются от поцелуев
Если внедрять такие знания постепенно, по мере развития ребенка, при этом называя все своими именами, то половому воспитанию в нашей стране быть. Но если методика окажется недоработанной и ограничится двумя-тремя лекциями, то устрашающая цифра количества абортов среди несовершеннолетних будет только расти.