Границы Алматы очерчены настолько условно, что зачастую проходят через населенные пункты. Многие не успели подготовиться к изоляции — перебежчиков будет еще много.
За первые несколько дней карантина в Алматы уже наказаны в административном порядке несколько десятков человек, пытавшихся проникнуть в город из области. Об очередных задержанных нарушителях ежедневно сообщает полиция.
С 26 марта чрезвычайное положение в городе еще более ужесточено. Работают только продуктовые магазины, медучреждения и заправки. Но это не удерживает людей от попыток нарушить границы карантина. Почему и как с этим бороться? Своими мыслями на этот счет поделился политолог Эдуард Полетаев.
— В столице продумали вопрос с пригородными работниками, а в Алматы нет, хотя объем работников, потерявших работу из-за карантина, в Алматы даже больше, чем в Нур-Султане. На блокпостах были факты коррупции, люди окольными путями обходят их, чтобы попасть в город. Как вообще продумывали этот карантин, если вот так вышло? И какие еще будут последствия?
— Самая крупная в стране агломерация — Алматинская. Она включает в себя центр, несколько городов вблизи Алматы вроде Каскелена, Талгара. Есть с советского времени крупная карагандинская агломерация — Темиртау, Сарань и так далее. В шымкентской агломерации, несмотря на наличие таких городов как Туркестан и Арысь, проживает всего 10% населения.
Нур-Султан развивался как центр притяжения. Люди покупали жилье в небольших поселках, что расположены рядом со столицей только из-за разницы в стоимости квадратных метров. Все они традиционно ездили в столицу на работу еще с прежних времен. И там проблем объезда блокпостов и нарушения границ карантина нет — дорог не так много и их легче контролировать.
В Алматы ситуация осложнена тем, что границы города весьма условные. Мегаполис постоянно расширялся
Я интересуюсь урбанистикой, и то не совсем точно могу сказать, где сейчас границы города. Часто она идет через дома, по заселенной местности. Очень тяжело определить, где город, а где уже нет.
— Пригород активно застраивался жилыми комплексами, где алматинцы покупали жилье. Они теперь тоже оказались отрезанными от города.
— Именно! Люди считали себя городскими жителями, но фактически оказались за границей города. Это все не продумано. Несмотря на большое количество блок-постов и круглосуточный контроль, люди все равно не оставляют попыток попасть в город огородами. На каждый метр ведь солдата не поставишь.
Тем более, в соцсетях стали распространять сведения, что заехать в город можно за деньги.
Поток миграции одинаков что в условно прокаженный город, что из него в область, так как многие промышленные фабрики работают как раз за чертой города
И трудятся там в основном горожане. Сырье на фабрики по железной дороге идет из города. Карантин стал двусторонней проблемой как для самого города, так и для пригорода.
Много несуразностей предпринято. Но я бы воздержался от острой критики в адрес властей, чтобы избежать еще одной волны негатива. Это потом уже нужно будет проанализировать все ошибки, допущенные из-за спешки.
Карантин — явление непривычное для людей из пригородных поселков и городов-спутников. Они, как правило, экономически не самодостаточны. Времени на подготовку было мало, не все успели доделать дела, вот и нарушают границы карантина ценой небольших штрафов или взяток.
— Может быть имеет смысл пересмотреть границы карантина в сторону расширения?
— Технически это вполне возможно. И это сделать даже гораздо проще, чем окружать Алматы еще более плотным кольцом военных. Перекрыть выезды из того же Талгара или Каскелена не составит никаких трудностей. Зато уменьшатся соблазны нарушить границу зоны карантина.
Прецедентов до 2020 года в стране не было, неподготовленные люди надеются на авось — пронесет, не заметят, за взятку пройду
Алматы всегда рассматривался как город, потенциальный для введения режима чрезвычайного положения. Хотя бы потому что у нас высокая сейсмическая активность. Аналитики предполагали, что если здесь и будет какое-то ЧП, то из-за разрушительного землетрясения. Угрозой же оказался вирус, о котором еще 2-3 месяца назад никто не задумывался. Весь мир дружно посмеивался над китайцами, которые едят всякую бяку и были за это наказаны.
Все страны жили по одному алгоритму — отрицание проблемы и ирония над ней, а потом и сами оказались в эпицентре
Подумать над расширением границ карантина в Алматы актуально еще и потому, что начинается дачный сезон. Многие переживают, что там у них на фазендах происходит. Проблема тяжелая. Думаю, за время карантина еще возникнут проблемы с перебежчиками через границу.