Обозреватель Журнала The New Yorker объяснила, почему прибалтийская страна легче всех в мире переживет экономические и социальные последствия пандемии.
Корреспондент издания The New Yorker Маша Гессен буквально восхищена тем, насколько спокойно Эстония встретила пандемию коронавируса.
Паника, смятение, гнев, неповиновение, страх, отчаяние, сомнения и временами частичное отрицание. Это стало характерным мировым информационным фоном с приходом пандемии, пишет автор.
«Между тем от немногих сообщений, поступающих из крохотной страны в Прибалтике, веет удивительной уверенностью в собственных силах. Создается впечатление, будто эстонцы уже поняли: они не только справляются с коронавирусной инфекцией, но и уверены в будущем. Смотрят в лицо реальности, в которой мы будем жить после того, как пандемия закончится».
Также Маша Гессен приводит причины невозмутимой уверенности правительства Эстонии.
С одной стороны, реакция Эстонии на пандемию неотличима от других европейских стран. То есть закрыты границы. В учебных заведениях внеочередные каникулы. Не работают развлекательные центры и объекты культурного досуга. Правительство пообещало возместить большую часть личных доходов, утраченных из-за пандемии.
Кроме того, Эстония подверглась критике со стороны ряда европейских стран за отсутствие последовательной стратегии борьбы с кризисом. В том числе за отсутствие четкого и последовательного подхода к тестированию людей на Covid-19.
Сейчас по уровню заражения среди европейских стран Эстония занимает девятое место. По данным на 30 марта 131 подтвержденный случай на миллион человек. Однако
в этой стране один из самых низких уровней паники среди населения
Издание Politico отслеживает изменения в уровне паники, измеряя его по 10-балльной шкале. Во внимание принимаются характер освещения ситуации в СМИ, уровне панической скупки товаров и ряд других индикаторов.
Уровень паники в Эстонии составляет 3 балла из 10. Для сравнения — во Франции, которая на восьмом месте по количеству подтвержденных случаев, 7 баллов. В Дании, которая на десятом месте по зараженным — 5 баллов.
Эстония — страна, наилучшим образом подготовленная к последствиям пандемии как в экономическом, так и в социальном планах.
Ее экономика практически на 100% завязана на технологиях. 99% эстонских семей имеют широкополосный доступ в интернет. Подавляющее большинство услуг люди получают в режиме онлайн. Они голосуют и пользуются электронными рецептами на лекарства. На карточке удостоверения личности гражданина Эстонии хранится вся его личная информация, включая медицинские данные. Здесь же записи налоговой и полицейской служб.
В электронном формате можно даже получить статус резидента и начать платить налоги. То есть фактически иммигрировать в Эстонию онлайн
По словам эстонцев, личный контакт с чиновниками требуется только в трех случаях: заключение брака, передача права собственности и развод. Правда, в некоторых случаях регистрация рождения ребенка тоже требовала личного присутствия, но на время пандемии эта мера отменена.
Более того, эстонская система образования является мировым лидером в области разработки и применения электронных технологий. Другими словами, в этой стране необходимость работать, учиться и совершать покупки, вероятно, не потребует реорганизации этих процессов на таком уровне, который необходим во многих других странах.
12 марта Эстония объявила чрезвычайное положение. Уже вечером следующего дня две компании в сотрудничестве с правительством страны запустили 48-часовой мозговой штурм под названием Hack the Crisis. Участие мог принять любой желающий. Обсуждались самые бредовые на первый взгляд идеи стартапов. На немедленную реализацию пяти из предложенных идей выделят по 5 тысяч евро.
«Не останавливайтесь на достигнутом, — написали организаторы мозгового штурма. — Предлагайте смелые идеи. Предлагайте идеи, которые требуют иной регуляции».
Среди многочисленных идей было создание приложения, которое поможет волонтерам связываться с нуждающимися в помощи в условиях чрезвычайного положения.
Еще один участник предложил создать приложение для переносных устройств, которое будет реагировать на опасные жесты человека, такие как прикосновения к лицу.
Другой участник предложил программу для «ротации и обмена сотрудниками между компаниями». Это позволит, к примеру, работникам туристической сферы временно поработать в сфере электронной торговли. Предложение включало в себя внесение поправок в действующие законы и создание онлайн-платформы для организации такого обмена.
Какие идеи будут финансироваться правительством, пока не озвучивалось. Однако точно известно, что уже в апреле частно-государственный консорциум запустит онлайн-платформу для спецпроектов. Приоритет тем, что призваны облегчить жизнь в условиях кризиса и посткризисном мире.