Массовые беспорядки в Жамбылской области унесли жизни 10 человек, десятки получили ранения. По данным МВД, в массовой драке участвовала тысяча человек. Ведется следствие. Но только ли полиция должна разбирать последствия этих беспорядков?
Социолог, глава Центра социологических и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова говорит, что давно не встречала никаких компетентных данных о реальной картине межэтнических отношений. Ассамблея народа Казахстана, наделенная всеми инструментами, нужными для контроля за ситуацией, за последние 5 лет не выдала ни одного аналитического материала.
— Гульмира, как вы считаете, почему в полиэтничном Казахстане практически отсутствует серьезная аналитика о ситуации с межэтническим согласием?
— О ведении мониторинга говорят практически с момента создания Ассамблеи народа Казахстана. Просто сама национальная повестка и восприятие многоэтничности развивались с течением времени. Я в Министерстве информации и общественного согласия работала с 1997 года, в тот момент все эти вещи серьезно обсуждались.
Было даже предложение принять закон о национальных меньшинствах. Но потом идея сошла на нет
Сама Ассамблея претерпевала изменения. Сначала она была «народов», потом стала «народа». Вокруг нее появились институциональные образования. Есть закон об Ассамблее, созданы аналитический центр и веб-сайт.
Все выглядело так, что темой межэтнического мониторинга занимались многие субъекты и что озабоченность проявлялась на разных уровнях. В полиэтничных регионах на местном уровне особо была видна важность темы развития отношений между этносами.
Как аналитик, в конце 90-х я периодически получала задания разработать и придумать, каким образом оценивать ситуацию межэтнических взаимоотношений. Получается, с течением времени
сама тема межнационального согласия настолько забронзовела, что перестала восприниматься как некая живая повестка,
требующая постоянной работы. А с другой стороны, восприятие этих отношений стало как нечто само собой разумеющееся и не требующее особой работы.
Все стало формальным даже в областях — в частности, в самой многонациональной Алматинской области. Во власть пришли молодые люди, выросшие в независимости. Для них этническая казахская составляющая превалирует, поскольку таким образом выстроена государственная политика. Непонятно, где их обучают такой работе. Откуда им знать, как расставлять акценты?
Конституция прописывает, что люди разных этносов, но имеющих казахстанское гражданство, являются гражданами Казахстана. Все равны. Соответственно, на межэтническое согласие, как на направление, перестали обращать внимание. С образовательной точки зрения много формализма и мало акцентов. А на государственном уровне межэтническая жизнь стала восприниматься как данность. И все.
— Вы не первый год поднимаете вопрос о необходимости межэтнического мониторинга. А что не так?
— Наверное, государство не видит в нем необходимости. А сейчас уже видно, что целеполагание — хотя бы избегать конфликтов на межэтнической основе. Раньше этого боялись, потому что в 90-х малые и крупные конфликты по этническим признакам происходили во всех постсоветских странах.
А теперь пришедшая к власти плеяда молодых даже не понимает, в чем риски
Теперь, конечно, нет преемственности восприятия этой темы. Многие ушли из этого направления. Я все надеялась на Ассамблею, зашла на их сайт и попыталась найти хоть какую-то последнюю информацию об исследованиях. И даже не сами данные, а хотя бы интерпретацию, картину эволюции межэтнических отношений. Ничего нет.
Наш центр в середине 2000-х констатировал наличие формирования межэтнической дистанции. Люди стали между собой меньше контактировать. Тема казахского и русского языков тоже играет здесь не последнюю роль. Но при этом количество межэтнических браков по-прежнему одно из самых высоких — в них состоит чуть ли не четверть населения. Так и происходит, что полиэтничная жизнь как-то развивалась сама собой. Осмысления не было.
Аналитики занимались чем угодно, кроме этой темы. Так сказать, шагали в ногу с модой
У меня, честно говоря, от этой картины руки опускаются. В «Стратегии» заказов по межэтнической тематике не было давно. И если заниматься ей самостоятельно, непонятно, с чего начинать и как расставлять акценты — через напряженность, фиксацию дистанции, ослабление интеграционных начал. Нет первоисточников с официальными данными.
— Что происходит с идеологией? Это провал этих самых идеологов? Или речь идет реально о бытовых конфликтах, и идеология тут ни при чем?
— Из-за того что межэтнические вопросы были главным идеологическим ориентиром, они были перемещены из сферы социальных отношений в политические. И этот факт играет злую шутку не только со всем обществом в целом, но и с самими людьми, которые этот перевод осуществили.
По существу, межэтнические проблемы — это часть всей системы социальных отношений. Уводить их в политику изначально было неверно
Понятно, что люди, которые пишут об обнищании и низком уровне жизни, правы. Потому что это та самая база, на которой формируется недовольство и начинается поиск виноватых. А если виноват еще и представитель другой этнической группы, весь негатив можно направить на него. И забывать об этом нельзя.
Да, мы видим, что даже в благополучных обществах случаются межэтнические конфликты. Но там хотя бы видят будущее своей страны через совместное движение общества вперед. А мы будущий Казахстан не видим. С этой точки зрения идеология, конечно, важна.
Но инструментально большая часть возможностей такой аналитики сосредоточена в руках Ассамблеи народа Казахстана. И это другие люди, а не идеологи Акорды. В Ассамблее есть преемственность вертикали, поэтому к ней больше всего вопросов. Совершенно точно, что все деньги на исследования по межнациональному согласию были у Ассамблеи.
— А результата нет?
— Да, именно. Пусть расскажут, как дела и как с их точки зрения оценивать ситуацию в Жамбылской области. Если это обычный бытовой конфликт, который зарождался и давал сигналы, почему не была выстроена система превентивных мер? И если таких мер нет, тогда на что потрачены деньги?
Красочные мероприятия — это хорошо, но какая в них польза? Убиты люди. Это же кошмар, и он не поддается никаким оправданиям
В конце концов, будь какие-то исследования, мы могли бы использовать их для своей аналитики. Я не придираюсь к персоналиям в Ассамблее, у меня вопрос к тамошним аналитикам. Им дали возможности для проведения исследований на самом высоком уровне, а они беззастенчиво потратили все деньги, не дав никакого результата. Это нервирует.
Последние данные в открытом доступе за 2013 год. И все. Пять лет пустоты. Хотя работать нужно долго, старательно и не делая перерывов. Если Ассамблея все же ведет ежегодную аналитику, пусть выложит ее в свободный доступ.