Проверкой на зрелость для всего общества Казахстана стали беспорядки в ночь с 7 на 8 февраля в Кордайском районе на юге Казахстана, на самой границе с Кыргызстаном. Особую роль там сыграла информация, стремительно распространившаяся через социальные сети и мессенджеры. В том числе и недостоверная.
Фейковые новости особенно опасны, когда возникают на фоне конфликтов межнационального характера. Эмоции и желание словить хайп на такой чувствительной теме, на деле говорит о незрелости гражданского общества в нашей стране. И нам всем срочно необходимо повзрослеть.
В Кордайском районе Жамбылской области расположены аулы, где вместе с казахами и кыргызами живут дунгане.
Дунгане Хуэйцзу, правоверные мусульмане родом из Китая, осели в нынешних селах Сортобе и Масанчи 140 лет назад благодаря казахскому бию Ногайбаю
Мне как журналисту удалось побывать на праздновании этой большой даты в Сортобе. В центре села 22 сентября 2018 года был торжественно открыт памятник бию. Надпись на нем гласит: «Ногайбай-бию, видному государственному деятелю Семиречья (1834 — 1910) в дань глубокого уважения от дунганского народа».
Потомки Ногайбай-бия до сих пор живут в Сортобе и Масанчи.
Казахи, дунгане, русские и узбеки давно смешались и говорят сразу на трех языках: русском, казахском и дунганском. Дунганский язык, это, по сути, китайский. Благодаря чему иные дети казахстанских дунган становятся профессиональными переводчиками с китайского.
Основная часть дунган живет согласно вековым традициям: семейными кланами, занимаются сельским хозяйством и торговлей. Каждый член семьи и сообщества четко знает и принимает свою роль и свое место в общественном укладе. Женщины занимаются воспитанием детей и домашним хозяйством, мужчины зарабатывают на жизнь. Торгуют в городе луком, чесноком и прочими овощами. Зарабатывают хорошо.
«Патриархальное воспитание, сильная вера, уважение традиций – кажется, это те самые ингредиенты, которые лежат в основе рецепта счастья по-дунгански. Они не требуют власти или кого-то еще обеспечить им жизнь, не ждут результатов программ 2020 или 2030.
Дунгане просто живут и работают здесь и сейчас.
И кажется, в их отдельно взятом островке в Казахстане давно наступил рай», — так я писала после посещения Сортобе.
Конечно, я понимала, что не все так безоблачно в этом раю. Село огромное, население молодое, и стычки между молодыми людьми случаются время от времени. Мне рассказывали, что особо крупные конфликты, если они носили характер межэтнических, гасили всем миром. Старейшины Сортобе и Масанчи пользуются уважением, и их мнение в таких конфликтах всегда решающее.
8 и 9 февраля социальные сети, месенджеры, иностранные сайты, включая твиттеры западных журналистов, были переполнены видеоматериалом и множеством версий событий на Кордае. Перечислять их все нет смысла.
Но та же «Аль-Джазира» всерьез писала, что якобы казахи крушат дома китайцев в отместку за коронавирус. Казалось бы смешно, потому как «новость» откровенно нелепа по своей сути. Но как известно,
эффект «сломанного телефона» в распространении информации никто не отменял
«В соцсети Twitter появилось множество фейков на английском, немецком и французском языках, связывающих события с коронавирусом. Большинство сообщений утверждает, что казахстанцы «жгут китайские дома, магазины и рестораны из-за вспышки коронавируса». Сообщения распространяются не только обычными пользователями, но и некоторыми зарубежными СМИ», — пишет портал Factcheck.kz.
Журналист АсельДжанабаева была первым редактором портала Factcheck.kz. Она считает, что
для появления фейковой информации на самом деле нужно не так много
Аналитик Жанна Тулиндинова на своей странице в Facebook предостерегает, что «предположения, интерпретации, эмоциональные оценки, основанные на недостоверной или неполной информации, могут оказаться гораздо токсичнее, чем кажется на первый взгляд».
Она уверена, что «фейк-ньюс и анонимные рассылки используются главным образом для недобросовестного манипулирования общественным сознанием».
«Гражданская зрелость любого общества измеряется его способностью преодолевать кризисы,
приобретая при этом новые навыки социальной мобилизации, алгоритмы потребления и распространения информации, распознания фейков и неблагонадёжных источников и реагирования на них», — считает она.
По сути, главная причина возникновения любого рода фейков — умалчивание ситуации, недостоверная официальная информация. Попытка властей закрыть глаза на очевидное. Все годы независимости страны чиновники рапортовали, что в Казахстане нет межэтнических конфликтов.
Термин «межнациональное согласие» давно стало мантрой, под звуки которой засыпало не одно правительство Казахстана на своих заседаниях.
Политолог Толганай Умбеталиева предлагает отменить понятие «этнос». Мы все граждане этой страны.
«Самое важное — это человек и его права, а потому этнос не должен нигде доминировать. Ни при проведении социологических исследований, ни при анализе статистических данных», — считает политолог.