Нур-Султан
Сейчас
8
Завтра
8
USD
425
+1.44
EUR
498
+0.42
RUB
5.56
-0.01

Индонезия переносит свою столицу: «У Казахстана же получилось!»

915
Нынешняя столица Индонезии не только переполнена, но и медленно уходит под воду. фото: Мухаммед Фадли/bloomberg

Джакарта скоро станет бывшей столицей. Индонезия планирует перенести свою административную штаб-квартиру с самого богатого острова Ява на лесной остров Борнео. Президент Джоко Видодо говорит, что новая столица позволит эффективнее распределять богатства среди граждан страны. И что немаловажно, ослабит давление на переполненную Джакарту, которая на протяжении веков была коммерческим и политическим центром Индонезии.

Что не так с Джакартой?

По официальным данным, население Джакарты в 2019 году насчитывало более 10 млн человек. При этом плотность горожан — более 15 тыс. человек на кв. км. Для сравнения: в Алматы — крупнейшем мегаполисе Казахстана — плотность населения примерно 2 700 человек/кв. км.

Кроме того, город не только буквально трещит по швам, но и тонет.

2/5 Джакарты уже находятся ниже уровня моря, и город продолжает проседать на 20 см в год

В основном это связано с добычей в огромных объемах питьевой воды из болотистых городских недр. При этом бетонный и асфальтовый ковер не позволяет проливным дождям пополнять водоносный горизонт. Вместо этого окрестности часто затапливаются. Так, в январе этого года при наводнении в Джакарте погибли более 60 человек.

Пробки на дорогах и загрязнение воздуха стали для горожан повседневной реальностью. Вследствие наводнений и частых болезней жителей столицы, связанных с плохой экологией, потеря производительности ежегодно составляет примерно $7 млрд.

Где будет новая столица

Под нее выделена территория между двумя регентствами в провинции Восточный Калимантан (столичное название еще не выбрано.) Калимантан — индонезийская часть острова Борнео. Там расположены два штата Малайзии и государство Бруней. Географически Борнео находится в центре Индонезии и в 1 400 км к северо-востоку от Джакарты.

Остров практически не подвержен стихийным бедствиям (землетрясения, цунами и извержения вулканов), от которых страдают другие острова архипелага. Строительство новой столицы начнется в 2020 году. На 2024 год запланирован переезд правительственных учреждений.

Количество чиновников составит примерно 1,5 млн человек

Экономическое обоснование

Президент Видодо говорит, что этот шаг поможет устранить неравенство в доходах на архипелаге, состоящем из более чем 17 тыс. островов. Так, на Яве проживает почти 60% населения Индонезии, остров обеспечивает около 58% валового внутреннего продукта. Калимантан — 5,8% населения и 8,2% ВВП.

По словам президента, на острове новой столицы достаточно развитая транспортная и дорожная инфраструктура, в том числе аэропорты. Нет проблем с доступом к питьевой воде. Рассказывая о планах строительства, власти подчеркивают, что это будет современный, умный и зеленый мегаполис, который сможет служить административным центром не одно столетие.

Во сколько обойдется?

Строительство города с нуля для 1,5 млн человек оценивается в $34 млрд. Проект будет финансироваться за счет госбюджета, частных компаний и частно-государственного партнерства. При этом, по словам президента, наименьшее бремя ляжет на государство.

В консультативную группу приглашены основатель SoftBank Group Corp, наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Заид Аль Нахайян, генеральный директор этой же компании Масаеш Сон и бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Для разработки генерального плана новой столицы Индонезия наняла компанию  McKinsey & Co.

Не исключено, что из-за требований экологических организаций страны и мира запланированная сумма увеличится в разы. Экологи говорят, что необходимо предусмотреть средства на восстановление лесов острова. За последние 40 лет из-за бурного развития целлюлозно-бумажной промышленности и производства пальмового масла лесные массивы Борнео сократились на 30%. В результате под угрозой исчезновения оказался и местный вид орангутанга.

Хватит ли денег у Индонезии?

Скорее всего хватит, даже если в процессе вырастут запланированные расходы. Президент представил новую столицу как символ индонезийской идентичности и прогресса. К тому же проект станет частью его наследия. То есть бюджет вряд ли будет ограничен.

Кроме того, запланированные расходы эквивалентны ежегодным расходам правительства на инфраструктуру, но будут распределяться в течение нескольких лет.

И наконец, проблем с выделением средств на свое развитие Индонезия не испытывает. Так, в течение первого срока полномочий Видодо на инфраструктурные проекты израсходовано $350 млрд. Еще $ 412 млрд запланировано на следующие пять лет.

Пример других стран

Рекламируя свой проект, власти Индонезии ссылаются на успешное перемещение не менее 30 столиц в прошлом веке, включая Бразилиа (Бразилия), Астану (Казахстан) и Канберру (Австралия). При этом аккуратно обходят вниманием Нейпьидо, проект Мьянмы, этот город остается практически пустым.

Говоря об успешных примерах, президент Индонезии подчеркивает, что перенос столиц никак не затронул интересы частного бизнеса и населения как новой, так и прежней территорий.

Что из себя представляет новое место

Местные жители называют территорию будущей столицы угольной страной. Она расположена рядом с центром одного из крупнейших горнодобывающих регионов Индонезии. Воротами является Баликпапан, бывшая рыбацкая деревня. Дело в том, что в конце 19 века здесь нашли нефть, и деревня быстро превратилась в современный городской центр и финансовое сердце Калимантана.

Со временем нефть отошла в сторону, уступив добыче угля. Но нефтеперерабатывающий завод, управляемый госкомпанией PT Pertamina, продолжает доминировать на береговой линии. Нефтяные скважины все еще усеивают прибрежные воды.

Что касается угольного терминала компании Bayan Resources Balikpapan, он расположен дальше по побережью. В заливе, на берегу которого раскинулся город, простираются извивающиеся конвейерные ленты, доставляющие топливо ожидающим судам. На другой стороне стоят деревни традиционного рыболовства. Но из-за загрязнения береговой линии и прибрежных вод отходами нефте- и угледобычи их будущее достаточно туманно.

Что будет с Джакартой?

Город, однозначно, продолжит расти. Большая территория, на которую приходится почти пятая часть ВВП Индонезии, будет и впредь оставаться главным коммерческим центром страны. Есть план стоимостью $43 млрд на решение транспортных проблем, включая железнодорожную линию Mass Rapid Transit, запущенную в 2019 году. Что касается проблемы затопления Джакарты, президент планирует возвести гигантскую стену, чтобы не допустить в город прорыва океанских волн.

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter