2019 год принёс казахстанскому кино новые лавры. Без ложной скромности стоит признать, что лучшие фильмы стали таким же национальным брендом нашей страны, как и победы легендарных казахстанских спортсменов.
В нынешнем году кинотеатры Азии и США покорила историческая драма «Композитор», снятая совместно с китайскими кинематографистами. Фильм о дружбе китайского композитора Сянь Синхая с руководителем хора Казахского радио Бахытжаном Байкадамовым буквально потряс зрителей, собрав полные залы в тысячах кинотеатров Китая.
Интересно, что даже
в Америке лента собрала аншлаги и получила самые высокие отзывы экспертов, завоевав четыре награды престижной премии Golden screen awards в Лос-Анджелесе
Казахстанская актриса Аружан Джазильбекова была удостоена приза за лучшую женскую роль. Высокие награды «Композитор» получил и в номинациях «Лучший фильм совместного производства», «Лучшая мужская роль», «Лучший саундтрек».
И это далеко не единственная прорывная лента из Казахстана. Каждый год несколько ярких фильмов из нашей страны становятся событием на престижных кинофестивалях. Да и в прокате отечественное кино (как «большое», так и легкое игровое, комедийное) становится все более успешным.
Это привлекает в отрасль десятки инвесторов – частных кинокомпаний. «Kanaidar production», «Новый мир» Продакшн», «Байтерек», «CentauRus», «Rustem Abdrashev production», «Satai film», «Турсунов фильм», «Казыгурт фильм»…
И с каждым годом их все больше. С изменениями в Законе «О кино», которые инициировала команда Министерства культуры, снимать в Казахстане вообще стало очень привлекательно. Как медом намазано. Не зря в отрасль широким потоком потекли частные деньги.
Продюсеры начали осознавать привлекательность таких проектов довольно давно, еще в 2015 году, когда комедия «Брат или брак» Куралай Анарбековой побила все рекорды, собрав кассу на 455 млн тенге. Но тогда государство еще так не поддерживало кино, как сейчас.
Сегодня
благодаря новому закону можно получить государственное финансирование бюджета картины и при этом иметь гарантии на 80% кассовых сборов
Видя впечатляющие кассовые результаты, а главное – имея такие гарантии от государства (возврат 80% кассового сбора создателям картины, вне зависимости от доли государственных денег в ее бюджете), частные инвесторы стали активно вкладывать в кинопроекты.
В результате кино в нашей стране сегодня процветает – и это не красивые слова. 10 -12 лет назад десять кинолент в год для казахстанского кинематографа считалось хорошим результатом, а сегодня и 50 не предел. Причем речь идет о полноценных и коммерчески эффективных кассовых лентах, многие из которых еще и удостаиваются высоких международных наград.
«Французская» модель государственной поддержки кино, внедренная министерством культуры, сделала кинопроекты высокодоходным бизнесом. Вы можете потратиться только на часть бюджета картины (например, 25-30%): если сценарий классный и проект обещает быть кассовым, государство профинансирует остальную часть затрат.
Либо,
если проект сулит фильму мировую славу, минкульт может профинансировать и сто процентов
Такие примеры уже были. А когда начнется прокат, ваша кинокомпания гарантированно получит 80% кассы, причем вне зависимости от того, сколько вложило государство.
Да, кино в нашей стране это теперь действительно неплохой способ заработать. Правда, есть одно «но»: фильм должен быть по-настоящему талантлив. Бездарное кино просто провалится в прокате и не соберет достойных сумм, да в такое кино государство и вкладываться не станет. Проект «зарежут» уже на стадии экспертного совета.
Вот почему для создателей – от сценаристов до режиссеров и актеров – госфинансирование становится более чем действенным стимулом создавать настоящие шедевры.
И они действительно появляются. Кассы и награды кинофестивалей тому подтверждение.
Именно это, собственно, минкульту и нужно, считает Гульнара Сарсенова, руководитель Центра поддержки национального кино — структуры, которая и осуществляет отбор будущих кинопроектов для их финансирования.
«Мы заинтересованы, чтобы по нашему кино Казахстан узнавали в мире. Мы финансируем и поддерживаем картины, имеющие такой потенциал. Центр поддержки национального кино через экспертный совет отбирает именно такие сценарии и проекты, которые имеют высокий коммерческий потенциал и одновременно несут мощные яркие месседжи о Казахстане. Это может быть историческая драма, комедия или психологическое кино – жанр не так важен. Важно, чтобы кино «выстрелило».
Каким же кино Казахстан особенно силен? По убеждению ведущих режиссеров, визитной карточкой киноиндустрии Казахстана может и должна стать историческая драма со степью, конями и батальными сценами.
«Наш уровень, наша планка, которую мы должны держать и оставаться на ней – это как раз кино о кочевом образе жизни, кино исторического жанра, – говорит Арман Асенов, известный актер, кинопродюсер, президент АО «Казахфильм».
– Мировому зрителю уже немножко поднадоели все эти «звёздные войны», робокопы, все эти киносублимации на тему спасения мира хорошими американскими парнями. Все хотят что-то живое, натуральное. Люди буквально хотят живого запаха лошадей прямо с экрана, запаха природы. Это все у нас есть.
Я считаю, что это наша ниша. Исторические фильмы о кочевниках должны стать брендом казахского кинематографа. Тем более, эта тема сегодня находится в мировом тренде, и в некоторых странах его уже подхватили. Главное и нам не опоздать, тогда и до «Оскара» недалеко, и об «Эмми» с «Золотым глобусом» тоже можно будет подумать».
Огромный успех в мировых кинозалах, как показывает практика, имеют не только кинодрамы из давней истории, но и фильмы о трагической истории Казахстана ХХ века, в частности – о страшных временах войны и жестоких репрессий.
Такие, например, как тот же «Композитор». Или знаменитый фильм «Подарок Сталину», покоривший Пусанский кинофестиваль, о спасении казахом-путейцем Касымом маленького мальчика Саши, попавшего в Степь в «эшелоне смерти» вместе с сосланными родственниками. Хотя и в других жанрах (той же игровой комедии) мы преуспели, но это все же снимается больше для внутреннего рынка. Наш «той-казахский» или «свадебный» юмор мировая аудитория понимает не очень хорошо. Драматические же кинополотна имеют огромный потенциал, это именно то, что у нас научились снимать действительно на мировом уровне.
Но такое большое монументальное кино невозможно сделать на частные деньги. Любой инвестор надорвется. Именно это кино в наибольшей степени нуждается в государственной поддержке, считает кинорежиссер Рустем Абдрашев, снявший «Подарок Сталину».
«Окупить картину с огромным бюджетом в стране с небольшим населением невозможно, – отмечает Абдрашев. – Для этого кинопроекты должны выходить за пределы Казахстана. Вот почему мы, в том числе и на уровне «Казахфильма», стремимся делать ставку на ко-продакшн, на совместные кинопроекты».
Именно на этом фокусируется сейчас Центр поддержки национального кино, которым руководит известный режиссер и кинопродюсер Гульнара Сарсенова. Она разделяет мнение, что возможность освоить мировые рынки могут дать только совместные проекты. Именно «ко-продакшн» позволил казахстанским картинам выходить на мировой уровень. И тот же «Композитор» это наглядно показал.
Стоит отметить, что благодаря совместным проектам в последние годы Казахстан смог успешно войти на крупнейшие кинорынки мира – США, Китая, России, Индии. Совместный с Россией фильм «28 панфиловцев» стал одним из лидеров проката как в России, так и в РК. Индийско-казахстанский фильм «Love you family» неплохо прошел в прокате в Индии. «Композитор» собрал огромную кассу в десятках тысяч кинотеатров Поднебесной. На очереди совместные проекты с США.
И все это пока еще только начало большой и крутой истории нового казахского кинематогрофа, уверены в минкульте