В хронике катастроф и инцидентов мы всегда знаем даты и число жертв. Но крайне редко виновных в трагедии. Словно все это происходит само по себе.
А ведь все это дело рук человеческих.
11 марта 2010 года из-за прорыва плотины смыло поселок Кызылагаш Алматинской области. Официально погибли 43 человека, свыше 300 получили ранения. Виновными в трагедии стали хозяева водохранилища, копившие воду на лето.
1 апреля 2012 года в карагандинском микрорайоне «Бесоба» рухнула пятиэтажка. Обошлось без жертв, так как люди успели экстренно эвакуироваться. Расследование показало: здание было построено без фундамента.
25 декабря 2012 года под Шымкентом рухнул военный пассажирский самолет АН-72 со всем руководством погранслужбы КНБ на борту. Погибли 27 человек. Причиной катастрофы стал ряд факторов, в том числе и человеческий.
29 января 2013 года близ аэропорта Алматы разбился пассажирский CRJ-200 авиакомпании SCAT. 21 жертва — 16 пассажиров и 5 членов экипажа. Трагедия произошла по ошибке пилотов.
24 июня 2019 года в воинской части города Арысь взорвались боеприпасы. Погибли четверо человек, включая 8-летнего ребенка. Причиной трагедии стали халатность должностных лиц и несоблюдение пожарной безопасности.
В алматинском микрорайоне Алгабас в начале декабря 2019 года дал крен 9-этажный жилой дом, построенный на глиняной жиже. Людей уже переселили. Идет разбирательство.
27 декабря 2019 года при взлете из аэропорта Алматы в Нур-Султан разбился пассажирский самолет Fokker-100 авиакомпании BekAir. 12 погибших, полсотни пострадавших. Причины авиакатастрофы станут известны 10 января по итогам расследования.
Все эти смерти так или иначе связаны с деятельностью человека. Наказанных на порядок меньше погибших. А система разрешений и контроля работает как прежде, как будто ничего не произошло. Когда в Казахстане наступит персональная ответственность за системные ошибки, мы спросили у главы партии «Ак жол», депутата мажилиса Азата Перуашева.
— От себя лично и от партии выражаю самые глубокие соболезнования семьям погибших. Желаю скорейшего выздоровления пострадавшим пассажирам и членам экипажа. Всем им здоровья и долгих лет успешной жизни,
— передал слова скорби Азат Перуашев в начале разговора.
— Если говорить конкретно по крушению самолета в Алматы, я считаю правильным дождаться результатов расследования причин трагедии. Сейчас слишком много эмоций. Они понятны, они правильны. И тем не менее пусть разбираются авиационные службы. В том числе и международные, поскольку на таком уровне практика должна обобщаться.
— Как вы думаете, в Казахстане возможно внедрить практику персональной ответственности за системные ошибки?
— Наша партия с 2013 года неоднократно ставила вопросы об этом. В том числе о персональной ответственности чиновников и любого человека за те или иные события и нарушения, которые имели в итоге не только тяжелые последствия, но и в целом повлияли на возможность наступления тяжелых последствий. Потому что нарушения в сфере безопасности — это нарушения технических регламентов, установленных норм, порядка и стандартов.
У каждой ошибки и трагедии есть фамилия, имя и отчество. Само по себе ничего не происходит
Одно дело, когда катастрофа вызвана природными явлениями. И совсем другое — техногенные и антропогенные происшествия, связанные с деятельностью человека и сбоями техники. И многие можно было и можно предотвратить в будущем, соблюдай в стране нормы и правила.
Эти вопросы мы ставили неоднократно. Но я думаю, здесь их нужно ставить шире — о персональной ответственности госорганов и чиновников за их ранее принятые решения. Потому что коррупция не влечет гибель людей, но она ведет к их обнищанию, разрыву между богатыми и бедными. В итоге это влияет на уровень безопасности.
Богатому человеку проще обеспечить себе и безопасный транспорт, и безопасное здравоохранение. В отличие от тех, кто полагается только на государственные гарантии.
— Несоблюдение должностных обязанностей чиновниками должно увеличить персональную ответственность. На наши запросы и по нашему требованию была введена практика заключения меморандумов с вновь назначенными министрами и акимами. В них перечислены их функциональные обязанности. Однако,
несмотря на наши просьбы сделать эти меморандумы публичными, они по-прежнему недоступны гражданам
Одно дело, когда публикуются налоговые декларации. Это правильно и важно. Но вот что касается выполнения чиновниками их прямых служебных обязанностей, в публичном поле отсутствует практика контроля за этим. Очередной такой запрос мы делали год назад, но внятного ответа не получили. Так что снова вернемся к этой теме. Все должны понимать, чем должен заниматься чиновник и за что с него в случае чего потом будут снимать три шкуры.
— При расследовании происшествий с пострадавшими и жертвами всегда создаются комиссии. В них входят чиновники компетентных органов, разные эксперты. Однако результаты этих расследований не обнародуются. Нужно ли включать в комиссии представителей общественности для контроля за объективным и беспристрастным расследованием?
— Скажу непопулярную вещь. Включать в специальные органы, а тем более в комиссии по расследованию авиапроисшествий некомпетентных представителей общественности, это неправильно. Этим должны заниматься только специалисты, знающие все нюансы.
Чтобы не было предвзятости, в комиссии следует включать представителей неправительственных объединений тех же пилотов, поскольку такие ассоциации есть.
Другое дело, что
итоги расследований должны быть понятны и известны обществу
Достаточно обязать госорганы в случае резонансных событий публиковать в открытых источниках итоги расследований в полном объеме.
Мы также неоднократно ставили вопрос о наделении депутатов правом инициирования депутатских слушаний по тем или иным резонансным вопросам, затрагивающим интересы большого круга граждан. Тогда у общества будет полная картина, что произошло и кто в этом виноват.