Относительно экономического прогноза на 2020 год мнения экспертов разделились, но что касается курса тенге, их точка зрения совпала.
В 2020 году ситуация в мировой экономике будет несколько лучше, чем в 2019. А значит и в Казахстане серьезных потрясений произойти не должно. Такого мнения придерживается экономист Вячеслав Додонов.
— Это будет связано с двумя основными факторами. Во-первых, снизится острота противостояния США и КНР. 2019 год в этом плане был очень напряженным: на него пришлось немало объявлений взаимных санкций. Это давило и в целом на экономику, и на важные для нас нефтяные котировки в частности. Но возможности этих санкций в дальнейшем уже исчерпаны. Уже некуда их вводить, поэтому
в следующем году такого накала не будет
Сейчас, в декабре 2019 года появились планы по подписанию первой фазы соглашений по сделке между Китаем и США. Но даже если до второй фазы дело не дойдет, в любом случае потенциал влияния этого фактора будет не таким большим.
Второй фактор связан с политикой ФРС США. Если раньше она ужесточала монетарную политику, что давило на финансовые рынки и котировки нефти, то в 2019 году курс сменился.
ФРС пришла к смягчению денежной политики и начала снижать ставки. А также запустила программу выкупа активов с рынков
В следующем году эта политика продолжится под воздействием выборов в США. Трамп, стремясь показать положительные результаты своего президентства, сейчас активно давит на ФРС, чтобы она больше стимулировала экономику. Все это положительно скажется на финансовых рынках и стоимости нефти, — говорит Додонов.
Среднегодовые цены на «черное золото» в 2020 году будут несколько выше, чем в 2019. И для экономики Казахстана это будет позитивным фактором во всех отношениях.
— Это положительно скажется на объемах экспорта. По итогам 2019 года, скорее всего, будет снижение — данных пока нет. Это связано с ценами на нефть, которые примерно на 10% ниже, чем в 2018 году.
В 2020 году несколько повысятся доходы Нацфонда, вырастут показатели промышленного производства, ВВП,
улучшится ситуация с притоком иностранных инвестиций, которые тоже сильно зависят от нефтяных цен, несколько спадет напряжение в сфере госфинансов. Так что 2020 год в целом будет лучше уходящего, — утверждает экономист.
Однако несмотря на общий позитив в экономике, тенге, по мнению Додонова, немного ослабнет.
— Снижение тенге в 2020 будет примерно в коридоре 5-10%. Помимо внешней конъюнктуры, существуют и другие факторы, которые тоже важны для курса нацвалюты.
Курсовой фактор очень важен для некоторых наших крупнейших финансовых госинститутов
В частности, от него очень зависит доходность ЕНПФ, треть активов которого размещена в валютных инструментах, в том числе зарубежных. Поэтому при укреплении тенге доходность ЕНПФ падает, а при снижении растет. Так что тут есть прямая заинтересованность. Примерно такая же ситуация с нашим Нацфондом и бюджетом. Когда курс тенге снижается, немного легче выполнять бюджетные обязательства, — говорит Вячеслав Додонов.
Экономист Магбат Спанов, в свою очередь, относительно мировой экономики дает на 2020 год неутешительные прогнозы. Во-первых, вопросы торговых отношений между Китаем и США еще не решены. Во-вторых, как он отмечает, ожидается замедление темпов роста мировой экономики. Все это негативным образом скажется на экономических показателях мирового развития.
— Если брать в расчет цикличность экономики и вспомнить кризис 2007 года, вполне вероятно, что мы вступим в новый мировой кризис
Есть много факторов — и политических, и социальных. Ожидания населения всех стран достаточно высокие, и планка уровня жизни задана тоже высокая, а ресурсов уже много где не хватает. И чтобы поддерживать этот заданный уровень, нужны нетрадиционные или силовые методы. Пока позитивных моментов для мировой экономики я, к сожалению, не вижу. Скорее предполагается негативный сценарий, — считает Спанов.
Все это, по его словам, отразится как на Казахстане, так и на других сырьевых странах.
— К тому же в 2019 году правительство давало достаточно много обещаний в плане социальной поддержки населения. Это и повышение зарплаты, и реформа медицины, и поддержка студентов, пенсионеров и госслужащих. Плюс требуются ресурсы на модернизацию экономики.
Все это может негативно сказаться на темпах экономического роста, запустится маховик инфляции
И все же у правительства в приоритете должен быть экономический рост, а борьба с инфляцией замедляет его темпы. Увы, это закон экономики, который Нацбанк все время пытается заново переиграть. Я считаю, что в 2020 году мы должны выйти на уровень роста ВВП не менее 5%, а потом, чтобы выполнить конечную цель — «Стратегию 2050», наращивать и держать в пределах 6-8%.
Если в следующем году мы не войдем в число 50-ти развитых стран мира, не будут созданы предпосылки для экономического рывка
В 2012 нам это сделать удалось, а теперь мы как на качелях: то 59 место, то 54, стабильного результата нет. Чтобы войти в тридцатку, для начала нужно закрепиться в середине пятого десятка, — рассуждает Спанов.
Кроме того, экономист считает, что тенге на текущий момент переоценен.
— Прогнозы касательно того, что наша валюта может опуститься ниже 400 за доллар, имеют под собой реальную почву. Ослабление закономерно на уровне 3-5%. Но здесь
все в руках Нацбанка: захочет ли он держать курс тенге на этой психологической отметке?
Пока он держится за счет административных рычагов, — заключает Магбат Спанов.