Многие казахские народные традиции связаны с конем. Но самой универсальной является Бәйге беру — скачки. Поводом для их проведения могло послужить что угодно — рождение ребенка, проводы невесты и даже поминки.
Бәйге беру отличается от подобных скачек тем, что дистанция на них строго прямая, а участником может стать кто угодно. Условий в подобном состязании всего два: наличие коня и желание помериться скоростью. Нередко в казахской степи случалось и такое, когда за приз готовы были побороться одновременно более тысячи джигитов. Наличие же нескольких призов, и порой очень внушительных, было тоже условием, но уже для организаторов. Победитель определялся просто: кто первым достигнет цели, тот и выиграл.
Цель, или финиш, как говорят сегодня, обозначается каменной или глиняной тумбой. Но в древние времена эту роль чаще выполняло воткнутое в землю копье.
Этнограф Н. И. Гродеков (1843-1913) писал:
«В байге участвуют как приглашенные, так и неприглашенные. Расстояние бывает в 2, 4, 6 ташей (1 таш – примерно 8 км), сообразно ценности поставленных призов и качеству скаковых лошадей.
На старт отправляются тихо, с 2-4 айдаушы (провожатые), которые снабжены палками, чтобы удержать лошадей от несвоевременного начала скачек. Доехав до заранее определенного места, всем участникам дается время на краткий отдых, затем по сигналу провожатых все разом пускаются скакать обратно, по тому же пути, по которому приехали.
…Достигшие цели бросают перед тем, кто стоит на тумбе и раздает призы, свои тюбетейки, шапки и вообще все, что в данный момент есть у них на голове. После прихода всех скакунов к финишу эти предметы служат доказательством достижения цели».
О призах за победу в скачках Гродеков пишет следующее:
«Если в скачках участвовали 20 скакунов, призов назначают около 7; если же их было 100 или 200, то и призов готовилось 20 или 30».
Помогают с призами, как правило, родственники и близкие организаторов скачек. В романе-эпопее Мухтара Ауэзова «Путь Абая» описывается, как это происходит:
«Ербол сообщил число коней, участвующих в состязаниях, их оказалось сто пятьдесят. Байга предназначалась десяти победителям, каждая состояла из девятки: первая возглавлялась верблюдом, вторая – слитком серебра, вчерашним приношением Улжан».
В 19 веке эту казахскую традицию описал поляк Адольф Янушкевич:
«…Наступило всеобщее нетерпеливое ожидание; раньше чем минул час, на горе снова промелькнул отряд летящих человечков и лавиной упал в долину. Пыльный туман опять покрыл коней и всадников, но уже близок финиш, уже их видно… Кто же из них первым достигнет пики?
Глаза всех обращены к ним, мысли заняты только одним – победой! Наконец у отметки останавливается взмыленный скакун, и всеобщий крик присуждает пальму первенства счастливому обладателю скакуна – султану Кушбеку, который сразу же получает первый приз. Султан Булень, бии Тана и Кунанбай, кони которых за первым достигли финиша, должны утешаться призами меньшей ценности».
Память народа сохранила имена коней героев народных эпосов, великих мудрых ханов, доблестных батыров и акынов.
Самым известным скакуном в казахской истории был и остается Кулагер акына Акан сери Корамсаулы. О прославленном коне поэт написал непревзойденную поэму. В 1937 году автор был арестован по политической статье и расстрелян 26 февраля 1938 года. Посмертно реабилитирован в 1958 году.
Рукопись поэмы «Кулагер» была утеряна при его аресте, а номера газеты «Социалистик Казахстан», где она печаталась, изъяты из библиотек. Но после реабилитации великого поэта эту подборку принес семье писатель Сапаргали Бегалин, 20 лет хранивший ее зашитой в подушке. Поэма была включена в готовившийся к изданию первый однотомник поэта.
Приведем отрывок из поэмы «Кулагер» с описанием состязания, состоявшегося на тризне знаменитого на всю казахскую степь бая Сагыная. Его участниками стали 1 300 наездников:
Интересней нет байги! Весело гремит
На джайляу шумный той: слышен гром копыт.
Мчались кони. Про меня говорили так:
«Из мальчишки выйдет толк, вырастет джигит!»
Слыша то, из кожи лез, хоть и был я мал.
Я свирепых жеребцов на дыбы вздымал.
Часто я менял коней. Я летел в степи,
Я ногами не коней – птиц степных сжимал!
…Тыща триста скакунов с четырех сторон.
Ржаньем яростных коней воздух сотрясен.
Ждут: распорядитель знак должен дать – «Пускай!»
Ждут: еще минута – и руку вскинет он!
Ждут: сейчас раздастся крик: «Эй, вперед! Вперед!»
Я глядел не раз, застыв и разинув рот.
Интереснее байги нету ничего,
Ведь недаром так байгу любит наш народ!
Кони дружно мчат, назад катят гром копыт,
Столько сразу мчит коней, что в глазах рябит!
Тыща триста скакунов, пыль стоит столбом.
Ржет табун, храпит табун, в ярости трубит!
…Затряслась Сары-Арка. Мчатся скакуны,
Над землей летят тела, шеи склонены.
Небеса смешав с землей, движется табун.
Клубы пыли поднялись – дали не видны!
Поредела наконец серой пыли мгла,
Что как туча над землей черная плыла.
Вот четыре скакуна вырвались вперед.
Мчит свирепый Кулагер, в пене удила!
(Перевод Берика Джилкибаева)
Традиция Бәйге беру не забыта и сегодня. Скачки часто устраиваются на больших торжествах, а победителям достаются автомашины и другие ценные призы. И как и в прежние времена, в скачках могут принять участие все желающие.