Вообще, кто такие токал? Стоит ли законодательно разрешить вступать с ними в брак, имея первую жену? Об этом рассуждает социолог.
Наличие токал (вторая жена, неофициальная — ред.) — не редкость для казахстанского общества. Однако, по мнению социолога Тимура Айсаутова, смысл, который вкладывается в последнее время в это понятие, несколько исказился.
— В традиционном смысле, в рамках культуры народов Центральной Азии
токал — это полноценная вторая жена. Но сегодня произошла подмена понятий. В один момент многие стали называть токалками любовниц
Женщина, будучи токал, не имеет никаких гарантий, что в будущем она и ее дети не окажутся «у разбитого корыта». К тому же, когда к ним причисляют любовниц, это оскорбляет чувства настоящих токалок. К слову, мой отец, которого уже нет в живых (он дожил до 70 лет) был ребенком от третьей жены моего деда. В те времена иметь несколько жен считалось нормой. Все проживали совместно, в традиционном смысле это была полноценная семья, — рассказывает Айсаутов.
В современном обществе институт любовниц значительно укрепился. По словам социолога, в нашем обществе полноценные вторые жены — токал — составляют всего порядка 5-10%. Все остальные любовницы.
— Полноценную вторую жену мужчина знакомит со своими родителями, семьей и сам знакомится с ее родней. Он берет на себя ответственность и обязательства по содержанию второй жены и совместных детей. При этом он не ставит какую-то из жен выше или ниже, исполняя обязательства к обеим на равных: поровну распределяя доходы и даря обеим внимание.
Если же он не обеспечивает вторую жену, время от времени давая лишь какие-то подачки и скрывая от других, то она не токал
Даже по шариату ее нельзя назвать второй женой. Хотя некоторые пытаются позиционировать как вторых жен своих любовниц. Но иметь «воскресную жену» неправильно ни с точки зрения религии, ни с точки зрения традиций. Заводя любовниц, мужчины ломают судьбы женщин, даря им ложные надежды. Появляются внебрачные дети, разрушаются моральные ценности, страдает институт брака. У детей, которые периодически видели «воскресного папу», меняется картина мира, — считает Тимур Айсаутов.
Он убежден, что завести полноценную токал лучше, чем украдкой встречаться с любовницей.
— Ну бывает такое в жизни: полюбил мужчина во второй раз, имея жену, от этого ни одна семья не застрахована. Как правило, в таких случаях бросают женщину в возрасте, уже не такую привлекательную, и уходят к более молодой.
Мое субъективное мнение: лучше привести в семью токал, чем разводиться
Но последнее слово остается за первой женой: она может не согласиться на такую модель взаимоотношений. И с точки зрения светских законов, и с точки зрения традиций и религии у нее есть право решить, согласна ли она принять вторую жену мужа или уйти, — говорит эксперт.
Но, учитывая, что Казахстан позиционирует себя как светская страна, законодательно оформить токал как жену невозможно.
— Но ввиду многовековых традиций, институт токал у нас не пропадет, как, в принципе, и институт любовниц во всем мире. И раз уж раньше в нашем обществе было нормой иметь несколько жен, я предлагаю законодательно разрешить это и сейчас. Для этого не обязательно быть исламским обществом, это можно узаконить и в рамках светского государства.
Узаконили же, к примеру, проституцию в некоторых развитых странах. А у нас давайте узаконим токал!
Это нужно сделать прежде всего ради детей. Иначе во многом эти дети остаются ущемленными в правах, — считает Тимур Айсаутов.
По его мнению, если мужчина решил завести токал, надо подходить к этому ответственно и осознавать, что ему придется всех кормить.
— Женщина не должна кормить семью, у ней нет таких обязательств, это ответственность мужчины.
Если он решил завести вторую, третью, четвертую жену, у него должна быть материальная база для содержания их и детей от них
А то есть такие, которые умудряются привести вторую жену и на съемную квартиру. Надо чувствовать ответственность и понимать, что глава семьи может и заболеть. Кто тогда позаботится о женах и детях? Поэтому прежде чем заводить токал, мужчине нужно уверенно стоять на ногах, — заключает социолог.