В киноотрасли Казахстана созданы сверхкомфортные условия для талантливых режиссёров. Такого нет почти нигде в мире.
Статистика кинозалов говорит сама за себя: всё больше казахстанцев выбирают отечественные ленты. В 2018 году 14,7 млн человек (82%) из 17,8 млн посетителей сходили на зарубежные фильмы, 3,1 млн (18%) – на национальные полнометражки. Предварительные оценки за этот год свидетельствуют, что
по итогам 2019 доля поклонников казахстанского кино легко может перевалить за 25%
Без излишней скромности это можно назвать безусловным успехом отечественной киноиндустрии. Достаточно сравнить с периодом пятилетней давности, когда на казахстанские фильмы ходили всего 7-8 % зрителей – и даже это кинокритики считали серьёзным достижением.
Казахстанский зритель постепенно поворачивается к отечественному кино. Случайна ли эта тенденция?
Тот факт, что уровень казахстанских лент за десятилетие вырос на порядки, отмечают многие известные критики, и далеко не только в странах СНГ. Если в 2000-х Казахстан «выстреливал» на мировых кинофестивалях единичными лентами, например, такими как «Подарок Сталину», то в последние годы появилось целое созвездие картин, признанных и отмеченных на самых престижных кинофестивалях. От знаменитого «Кочевника», циклов «Наследие предков» и вплоть до скандального «Тюльпана», не говоря уже о множестве полюбившихся казахстанцам игровых лент вроде «Районов» или «Сказа о розовом зайце».
Особенно «выстреливают» новые киноленты, снятые в последнее время. У зрителя появился не просто выбор, но возможность увидеть действительно качественное кино о своей жизни и о наших, а не чьих-то проблемах. Конечно, можно много говорить о том, что способствовало росту качества отечественных кинолент, это обширная тема, по которой могли бы высказаться десятки экспертов, критиков, искусствоведов, и к ней обязательно есть смысл вернуться. Но если не углубляться в профессиональные дебри, есть один главный фактор, определяющий конечный уровень киноиндустрии любой страны. Деньги.
В современном Казахстане есть мощные частные кинопродюсерские группы, где создаются картины серьёзного уровня. Но таких проектов единицы. Продюсеры готовы работать далеко не с каждым режиссёром и сценаристом, а только с теми, чьи идеи сулят быстрый и надёжный кассовый «выхлоп» в прокате. Свои основные надежды большинство режиссёров возлагают на государственное финансирование. И не зря.
На днях, 31 октября, завершился приём заявок на второй ежегодный питчинг (то есть конкурс на получение финансирования) от Государственного центра поддержки национального кино при Министерстве культуры, туризма и спорта РК. Подано около 200 заявок, из них принято к рассмотрению 146 (те, которые отвечают всем требованиям конкурса).
Как отмечает руководитель центра и председатель экспертного совета, известный режиссёр и кинопродюсер Гульнара Сарсенова, «вероятно, значительная часть этих кинопроектов получат необходимые средства, и многие станут новыми яркими событиями в нашем казахстанском кино».
В Казахстане есть интересная особенность государственной политики в сфере кино, достаточно редкая для развивающихся стран и тем более нетипичная для стран развитых. Это широкие возможности государственного финансирования.
То есть если проект действительно талантливый и интересный, режиссёр и продюсер могут получить вплоть до 100% бюджета полнометражного фильма. Конечно, государственное финансирование кино – это не такая уж редкость в мире, и более того, это своего рода «традиция» постсоветских стран, унаследованная ещё со времён СССР. Но в других соседних странах поддержка есть далеко не в тех масштабах, как в Казахстане.
Политика Министерства культуры Казахстана в данной сфере отличается тем, что имея даже 100% государственных денег в бюджете фильма, его продюсер и киногруппа при прокате получают 80% кассовых сборов (так называемых «доходов box-office»). И только 20% сборов от проката картины возвращаются министерству для восполнения затрат и бюджетирования других картин.
Для сравнения: в России государство забирает обратно 50% кассовых сборов, причём неважно, какую долю бюджета фильма оно при этом профинансировало. Хоть 5 процентов – всё равно половина «бокс-офиса» пойдёт российскому Минкульту. И это там, у них, ещё считается очень «по-доброму». Как видим, даже при такой схеме современное российское кино демонстрирует очень высокий уровень.
А у нас – 80 на 20. Это же просто праздник какой-то, как говаривал бородатый герой бессмертного детского фильма.
Очевидно наши кинопродюсеры, режиссёры, актёры имеют значительно больше возможностей создавать шедевральные фильмы и зарабатывать на них значительно больше, чем российские. Грех этим не воспользоваться. Не случайно «кинотусовка» в Казахстане очень оживилась в последнее время. Жизнь здесь бурлит, бьёт ключом.
146 принятых к рассмотрению заявок на второй питчинг – это 146 фильмов, готовых к съёмке и только ожидающих одобрения на финансирование. Понятно, что все они не пройдут конкурс на экспертном совете, возможно, не пройдёт даже половина. Даже если в министерстве утвердят и профинансируют всего 30-40 картин, всё равно для Казахстана это очень серьёзно. Это редкое окно возможностей, позволяющее истинным талантам в сфере кино раскрыться, создать действительно классную картину и заработать на этом реальные деньги. Как везде в мировом кино.
Такая модель – гарантированные 80% кассы вне зависимости от доли государственных денег в структуре бюджета картины – введена новым руководством министерства недавно. Она, как отмечает Гульнара Сарсенова, имеет чёткую цель: мотивировать талантливых режиссёров и актёров снимать действительно высококлассное кино. Создашь талантливый фильм – заработаешь не только на бюджете, но и на кассовых сборах.
Этот подход начал давать зримый эффект: творческие группы и продюсеры активно сотрудничают с министерством. Хотя в бюджетах большинства фильмов много частных денег – у многих картин они доходят до ¾ бюджета. Но государственная поддержка всё равно крайне важна. Бывают ситуации, когда государственное финансирование необходимо. Как, например, в ходе недавних съёмок одного из фильмов, бюджет которого пришлось значительно увеличить из-за необходимости проведения части съёмок в Германии. Если основную часть фильма удалось снять за счёт частных средств, то дорогостоящие съёмки нескольких эпизодов в знаковом месте Германии (что было необходимо по произведению, на основе которого снималась картина) вынудили творческую группу обращаться за поддержкой в минкульт.
Зато кино получится действительно зрелищное, не страдающее «болезнями» низкобюджетного фильма. Настоящее.